• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей

Введение

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готова ли система школьного образования к этому переходу. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. В то же время не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.

Для понимания того, как учителя перестроились на новый формат работы и как часто в их работе возникают различного рода трудности было проведено наше исследование. В качестве задач мы ставили перед собой:

  • Оценить предыдущий и текущий опыт работы учителей на образовательных онлайн-платформах;
  • Выявить наиболее используемые онлайн-платформы в период перехода школ на дистанционное обучение;
  • Выявить наиболее распространенные проблемы, возникающие в процессе проведения дистанционных занятий;
  • Описать наиболее распространенные формы коммуникации между учениками и учителями в этот период.

Исследование может быть интересно региональным органам управления образованием в качестве объективной оценки перехода на дистанционное обучение и для выстраивания комплексной работы по устранению наиболее острых проблем. Помимо этого, качественная оценка ситуации в различных регионах позволяет определить и впоследствии распространить наиболее успешные практики.

Полевой этап и эмпирическая база исследования

Полевой этап проходил с 26 марта по 10 апреля. Метод сбора данных – онлайн-опрос. Анкета распространялась при поддержке Общероссийского профсоюза образования, управления общего образования НИУ ВШЭ, ИД «Комсомольская правда», интернет-издания для директоров школ «Директория.Онлайн» и в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ.

За этот период было опрошено 22,6 тыс. учителей из 73 регионов страны. Кроме того, отдельно был проведен анализ текущей ситуации в некоторых регионах: Саратовской области, Краснодарском крае, Забайкальском крае, Мурманской области, Омской области и в Республике Саха (Якутия). Основное исследование было проведено в разрезе по населенным пунктам с разной численностью населения. Были рассмотрены отдельно города-миллионники, крупнейшие и крупные города с населением более 250 тыс. человек, большие города с населением 100–250 тыс. человек, малые и средние города и отдельно сельская местность. В некоторых случаях мы укрупняли категории и рассматривали 3 группы: города-миллионники, все остальные города и сельскую местность, на которую пришлось около половины опрошенных респондентов.

Использование онлайн-платформ

До перехода на дистанционное обучение 64% опрошенных учителей пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном они обращались к онлайн-платформах, когда возникала необходимость отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий. Также около половины учителей время от времени и чаще применяли различных онлайн-ресурсы во время школьных уроков.

Среди наиболее популярных онлайн-сервисов до перехода на дистанционное обучение были: Учи.ру, Российская электронная школа, InternetUrok, Яндекс.Учебник, ЯКласс (Рис. 1).

Рис. 1 Ресурсы, которыми пользовались учителя до перехода на дистанционное образование

В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы в своей работе, увеличилась с 64% до 85%. При этом 3/4 педагогов, которые прежде не пользовались никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять (Рис. 2, Рис.3). Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.

Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причем на момент проведения исследования платформа была Учи.ру наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности, а Российская электронная школа — в городах-миллионниках (Рис. 4). Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в крупных городах.

*Другое: Инфоурок, Инфоурок, Решу ЕГЭ/ОГЭ/ВПР, Дневник.ру, региональные образовательные платформы, электронная почта, электронный дневник, социальные медиа: ВК, Viber, WhatsApp

Рис. 4 Наиболее используемые онлайн-сервисы в период дистанционного обучения

Среди учителей нельзя выделить единственный источник выбора и получения информации о платформах, которые они могут использовать в своей работе. Однако чаще всего учителя сами подбирают удобный для себя и учеников ресурс. В то же время распространен канал получения информации о платформах через рекомендации от других учителей. 26% учителей по России централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой (Рис. 5). Однако необходимо учитывать, что это эти источники информации не исключат друг друга.

 

Рис 5. Источники информации при выборе образовательной платформы

Учителя, которые на момент исследования не использовали средства дистанционного обучения, в основном объясняли это техническими проблемами, которые есть у учеников: «У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих». Или тем, что у них самих отсутствует необходимая техника: «У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса».

Те же, кто регулярно проводил дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называли (Рис. 6):

  • перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки. Эта проблема была наиболее актуальна в начале перехода школ на дистанционно обучение и коснулась не только видеосвязи, но и других образовательных сервисов;
  • сложность в подключении всех детей к видеотрансляции;
  • отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции. 

Рис. 6 Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе проведение дистанционных занятий

Нагрузка учителей и проведение видеоуроков

Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса. 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. (Рис. 7, Рис.8).

Это может быть связано, в первую очередь, с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, к занятиям теперь нужно готовиться по-другому, нарушились привычные практики проведения уроков и взаимодействия с коллегами по школе, с учениками и родителями. Во вторую, с тем, что далеко не все из них знают и умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы, которые могут помочь учителю в работе.. Например, 13% учителей на момент опроса не знали, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов. Также 75% опрошенных учителей на момент  исследования не проводили видеоуроки. Однако среди городов-миллионников практически половина учителей проводили уроки по видеосвязи, когда в малых и средних городах и сельской местности доля таких учителей составила всего 21% (Рис. 9).

 

Рис. 9 Проведение видеоуроков в разных по численности населенных пунктах

Практики обучения и коммуникации в период дистанционного обучения

Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Однако больше половины опрошенных отметили, что они размещают домашнее задание или необходимые материалы в электронном дневнике или на других платформах, а ученики осваивают материалы самостоятельно. В некоторых случаях учителя общаются с учениками через мессенджеры: записывают голосовые сообщения и объясняют материал текстом.

Коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими учителями воспринимается как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы. Однако, если педагог не использует другие формы обучения, ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Более половины учителей отметили, что в некоторых из их классов в отправке домашних заданий задействованы родители. Это, в свою очередь, может вызывать негативную реакцию с их стороны (Рис. 10).

Рис. 10 Форматы коммуникации с учениками в разных населенных пунктах

Однако в сложившейся ситуации трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками онлайн. Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности: не хватает скорости интернета, устойчивости канала связи, техники, способной обеспечить работу с видео. «Скорость домашнего wi-fi менее 10 Мб/с. Уровень доходов не позволяет оплачивать более дорогой тариф. Дома отсутствует какая-либо оргтехника, кроме старого смартфона. В классе никогда не было и нет никакой оргтехники и доступа к интернету», — комментирует один из учителей, проживающий в сельской местности.

Одна из интересных практик, которую мы отметили в рамках исследования, — когда учителя задают домашнее задание на определенный период времени, по окончании которого родители приносят в школу тетради: «Раздали листочки с заданием родителям. Через неделю соберем тетрадки на проверку и зададим новое задание». Отвечая на вопрос, как осуществляется обмен тетрадями, учитель пишет: «В коробочку складывают в школьном тамбуре».

Оснащение техническими средствами для дистанционной работы

И все же ситуация с обеспеченностью педагогов техникой не такая критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах (Рис.11). При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.

Рис. 11 Оснащение техническими устройствами. Учителя

Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах (Рис. 12).

Рис. 12 Оснащение техническими устройствами. Ученики

 Наиболее продвинутым регионом, основываясь по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионам страны (Рис. 13). К тому же в Якутии 61% учителей заявили, что проводят видеоуроки.

Проблемы помимо нехватки техники и низкого сигнала интернета

Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили.  «Я школьный психолог. Для проведения групповых диагностик и тренингов нет специальной платформы, организую опросы через Google Формы самостоятельно, а для проведения консультаций — видеосвязь через телефон и Skype. Но, естественно, индивидуальные коррекционные занятия с детьми через Skype затруднены и приносят более низкий эффект, и не все родители готовы к этому, испытывают дискомфорт».

Учителя признаются, что не понимают, как можно проводить занятия без личного контакта с детьми. Особенно тяжело приспособиться учителям с большим педагогическим стажем. Проблема заключается не только в организации дистанционного урока, но и в том, что на доступных образовательных платформах нет этих предметов. «По ИЗО очень мало или почти нет образовательных платформ».

Особое внимание требуется к организации и проведению занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учителя, работающие в коррекционных школах и с этой категорией детей, говорят о том, что на данный момент не существует удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных платформ нет», «Нет разработок для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью»

Сравнение по регионам

В рамках исследования было выделено несколько регионов, ситуацию в которых можно было рассмотреть отдельно. Согласно полученным данным на момент исследования, доля учителей, имеющие технические устройства для проведения аудио- и видеоконференций в Краснодарском крае и Забайкальском крае, была ниже, чем в других анализируемых регионах Рис. 13).

Рис. 13 Оснащение техническими устройствами. Учителя (регионы)

Также были получены данные по другим показателям: опыт пользования онлайн-ресурсами до и после перехода на дистанционное обучение, организация и проведение уроков по видеосвязи. По последнему показателю на момент исследования из представленных регионов лидировала Республика Саха (Якутия) – 61% учителей проводили видеоуроки. С распределением ответов по другим регионам можно ознакомиться в таблице 1. В таблице 2 перечислены сложности, с которыми учителя имели дело в рамках перехода на дистанционный формат работы.

Таблица 1

Ответы на основные вопросы по регионам

Регион

Пользование образовательными онлайн-ресурсами после перехода на дистанционное образование (все опрошенные)

Пользование образовательными онлайн-ресурсами до перехода на дистанционное образование (все опрошенные)

Пользование образовательными онлайн-ресурсами после перехода на дистанционное образование теми, кто не пользовался этими ресурсами до перехода школ на дистанционное обучение

Проведение видеоуроков

Да

Нет

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

Да

Нет

Саратовская область

92%

8%

78%

18%

4%

77%

23%

28%

72%

Краснодарский край

78%

22%

50%

45%

5%

69%

31%

20%

80%

Забайкальский край

91%

9%

70%

25%

5%

85%

15%

26%

74%

Мурманская область

93%

7%

62%

33%

5%

88%

12%

36%

64%

Республика Саха (Якутия)

94%

6%

60%

33%

7%

88%

12%

61%

39%

Омская область

88%

12%

69%

26%

5%

80%

20%

26%

74%

 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос про проблемы при проведении уроков в дистанционном режиме

 

Саратовская область

Краснодарский край

Забайкальский край

Мурманская область

Республика Саха (Якутия)

Омская область

Перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки линии

45 %

39 %

42 %

58 %

51 %

47 %

У меня низкая скорость интернета, что мешает проводить уроки

40 %

43 %

35 %

22 %

38 %

31 %

Сложно подсоединить всех детей к видеотрансляции

44 %

43 %

42 %

42 %

45 %

43 %

Некоторые дети не могут справиться с подключением к видеотрансляции

36 %

36 %

34 %

47 %

45 %

38 %

Приходится постоянно прерывать уроки из-за того, что кто-то из детей "вылетает"

14 %

14 %

12 %

17 %

23 %

14 %

Другое

10 %

11 %

13 %

12 %

9 %

15 %

 

Заключение

Наше исследование позволило оценить, как учителя организуют работу в дистанционном режиме и с какими трудностями они сталкиваются. Отметим, что ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в информационном пространстве в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.

Тем не менее, в зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах России, а также в малых и средних городах – говоря о техническом оснащении, возможности учителей и детей намного ниже в этих населенных пунктах, чем в более крупных городах.

В период первой волны исследования, результаты которой представлены в этой работе, учителя в основном жаловались на проблемы с наличием технических устройств в семьях учеников и у них самих, на плохой сигнал интернета, а также на перегрузки образовательных платформ. Однако на этапе полного перехода в онлайн стали возникать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами. По этой причине дальнейшее исследование может быть сфокусировано на более всестороннем изучении опыта работы в дистанционном формате, в том числе через качественные методы сбора данных для того, чтобы уточнить нюансы восприятия перехода и решения различного рода трудностей. Также видится необходимым анализировать результаты исследования в контексте региональных особенностей и мер, которые были предприняты местными органами власти по обеспечению наиболее успешного перехода на дистанционный режим работы школ.

Авторы сборника

Сапрыкина Дарья Игоревна

Заместитель руководителя проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

Волохович Алексей Алексеевич

Стажер проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ