• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Состоялся второй семинар цикла «Современное детство: теория и практика»

В центре обсуждения специалистов были новые вызовы, с которыми сталкиваются родители современных детей и подростков.  


6 ноября 2014 года Институт образования НИУ ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) провели очередное занятие в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика». Семинар состоялся на площадке Института образования - в здании на Потаповском переулке.
Целью проекта, напомним,  является привлечение профессиональной аудитории и молодых ученых к обсуждению проблем развития и обучения современных детей и подростков.  

Руководители проекта: И.Д. Фрумин (НИУ ВШЭ), В.В. Рубцов (МГППУ), А.А. Марголис (МГППУ)
Научный руководитель проекта: К.Н. Поливанова (НИУ ВШЭ)
Координаторы проекта: Д.О. Королева (НИУ ВШЭ), О.В. Рубцова (МГППУ)

Каждый семинар цикла состоит из вводной части (введения в проблематику), представления эмпирических данных нескольких исследований, времени на дискуссию и финальной части для формулирования исследовательских вопросов по данной проблематике.

В этот раз в центре обсуждения специалистов в области развития и обучения детей и подростков были новые проблемы, с которыми сегодня сталкиваются родители: «Современное родительство: новые вызовы».

В программу семинара вошли следующие выступления:

  • Введение в проблематику 

К.Н. Поливанова, доктор психологических наук, профессор  

  • «Родительство в современном мегаполисе»

Центр «исследования современного детства» Институт образования НИУ ВШЭ

К.Н. Поливанова, д.псих.н., профессор; И.Е. Вопилова, аналитик; А.К. Нисская, н.с., к.п.н.; Я.Я. Козьмина, м.н.с.; Е.В. Сивак, м.н.с.

Современное родительство анализируется и проблематизируется в контексте особенностей вызовов, с которыми сегодня сталкивается молодой образованный родитель. Среди этих трендов:  размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания; рост вариативности практик семейного воспитания; рост предложения на рынке товаров и услуг; отсутствие единого мнения «что лучше». Все это характеризует закат «естественного» родительства и переход его в область сознательно планируемых стратегий. Оценка родительской самоэффективности (parental self-efficacy) в этом случае является ключевым вопросом для обсуждения проблем родительства в современных условиях.
Доклад содержал данные исследования уровня родительской самоэффективности в ее связи с другими переменными; основные пункты работы с родителями на базе разработанной программы.

  • «Перинатальная психология. Психология родительства»

М.Е. Ланцбург, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, руководитель Научного центра перинатальной психологии МГППУ

Родительское поведение у человека не следует автоматически за рождением ребенка, оно встроено в мотивационно-потребностную структуру личности и проходит долгий путь становления в процессе онтогенеза. В современном мире модели родительского поведения отличаются большой вариативностью, в том числе выделяются группы людей, сознательно отказывающихся от рождения ребенка или от зачатия его естественным образом, теряет свое значение традиционный путь передачи родительских компетенций – от прародителей к родителям, от родителей к детям.

В докладе были представлены результаты исследований родительских установок, мотиваций и родительской компетентности в разных группах населения, отличающихся по возрасту, наличию детей и способам их зачатия. Сделан вывод о необходимости целенаправленного формирования родительских ценностей и компетенций в системе образования.

Нынешний семинар собрал немало заинтересованных людей, не равнодушных к обозначенной проблематике, которую реалии сегодняшней жизни сделали сделали, без преувеличения, "горячей". Присутствующие живо участвовали в обсуждении докладов, делились "наболевшим", предлагали сотрудничество в самых неожиданных формах. Не можем не привести прекрасный по градусу эмоций и содержальному посылу отзыв одной из участниц семинара - Марии Сазоновой, выпускницы кафедры "Возрастная психология и психология развития" МГУ им. Ломоносова (2012): "Благодарю вас за замечательный семинар! Особенно приятно то, что вы (если я не права - поправьте меня, пожалуйста) поддерживаете возникновение сомнения в ответе (или в поиске этого ответа) на любой вопрос, постоянном поиске наилучшего варианта ответа. В МГУ я как-то не прочувствовала такого подхода, как и мои однокурсники. К сожалению, за последние несколько лет я лишь сталкивалась с психологами и различными психологическими подходами, сама не работая в этой области. Поэтому вчера был как глоток воздуха, спасибо огромное! В самом начале вы говорили, что следующий, более популяризованный семинар вы бы хотели посвятить, возможно, кино и детскому кино. Есть выпускница 2009 года, которая буквально недавно она открыла Студию реального кино в Музее Москвы. Вдруг здесь возможны какие-то взаимодействия? Еще раз спасибо вам большое за отличный вечер!"

И этот отзыв был не единственным. Прекрасно, когда есть такая обратная связь, подтверждающая, что постоянно действующий семинар - дело нужное и полезное, имеющее все задатки к тому, чтобы давать новый импульс, новое дыхание тем, кто работает на поле изучения проблем современных детей и подростков.


С материалом о первом семинаре цикла можно ознакомиться здесь.