• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Covid-19 и ГИА-2020: стратегии проведения выпускных экзаменов в зарубежных и российских университетах

Распространение коронавирусной инфекции стало вызовом для многих российских университетов: им пришлось налаживать дистанционную работу, вносить изменения в программы, внедрять новые технологии и правила, решать вопросы с изоляцией общежитий и пр.

Следующим серьезным вызовом для университетов через несколько месяцев станет проведение государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Уже сейчас существует вероятность, что в привычном очном формате выпускные экзамены провести будет невозможно. Эта проблема касается не только российских, но и зарубежных университетов.

Цель данного выпуска — предоставить обзор решений, которые сейчас используются в организации выпускных экзаменов зарубежными университетами, а также обзор российских наработок в данной сфере, дав тем самым базу университетам для принятия самостоятельного решения о выборе той или иной стратегии.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, предполагает возможность проведения государственных аттестационных испытаний с применением дистанционных образовательных технологий. Регулирование данной процедуры, идентификация личности обучающихся и контроль соблюдения правил проведения экзамен в таких условиях — сфера ответственности университета. Мы рассчитываем, что этот обзор поможет российским университетам спланировать и успешно провести ГИА-2020 в изменившихся условиях.

Мы не будем касаться вопросов защиты выпускной квалификационной работы, что также является частью ГИА. Мы исходим из того, что организация дистанционного формата защиты в условиях дистанционного образования не будет вызывать у университета существенных затруднений. Кроме того, в процессе дистанционной защиты риск академического мошенничества не так велик, и здесь не будет требоваться внедрение специальных механизмов защиты от него.

Обзор содержит четыре основные стратегии, которые принимаются российскими и зарубежными университетами в отношении выпускных экзаменов в 2020 году, а также описание двух дополнительных решений, которые в настоящее время не могут быть использованы в России в связи с особенностями законодательства.

Стратегия 1. Перевод устных экзаменов в онлайн-режим

Стратегия 2. Использование прокторинга при существующих форматах экзаменов

Стратегия 3. Open-book exams

Стратегия 4. Перенос экзаменов на осень

Стратегия 5. Изменение системы оценивания

Стратегия 6. Отмена экзаменов

Сейчас сложно судить, будут ли сняты к назначенным датам ГИА ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Однако от этой аттестации зависит не только исполнение обязательств университетами, но и будущее студентов, которым диплом нужен для трудоустройства. В любом случае университет должен иметь план действий при негативном сценарии.

Каждая из описанных стратегий имеет сильные и слабые стороны. Проблемы с интернет-связью и техникой характерны для всех онлайн-экзаменов. Устные онлайн-экзамены (без прокторинга и подхода open-book) могут вести либо к академическому мошенничеству, либо ставить студента в невыгодное положение (если предполагается ответ без времени на подготовку). Показательно, что ведущие зарубежные университеты такой вариант сдачи экзаменов не планируют. Пока не ясно, можно ли оперативно развернуть систему онлайн-прокторинга для такого большого числа студентов (хватит ли ресурсов и мощностей). Экзамен в форме open-book в сочетании с базовым прокторингом представляется достаточно перспективным направлением, но требует больших затрат от преподавателей и университетов. Перенос экзаменов создает для многих студентов трудности с трудоустройством и слабо подкреплен нормативно. Решения университетов в отношении ГИА должны учитывать специфику отдельных программ и направлений подготовки, а также финансовые, инфраструктурные и прочие особенности и университетов, и студентов.

Ясно одно: какой бы формат проведения ГИА ни был выбран университетом в этом учебном году, начинать подготовку к его проведению необходимо уже сейчас.