• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии

Введение

Большинство управленческих практик российских вузов, связанных с обеспечением безопасности студентов и сотрудников, а также имеющих отношение к фундаментальным вопросам организации учебного процесса в условиях пандемии, были обусловлены нормативными актами и письмами организаций-учредителей. В части вузов, подведомственных Минобрнауки России, следует выделить следующие ключевые решения и рекомендации.

Инфраструктура

Расширение онлайн-инфраструктуры

Расширение инфраструктуры также сопровождается и поддержкой преподавателей, в том числе с помощью обучения эффективному взаимодействию в новых образовательных условиях. Например, РВК вместе с МФТИ выпустили курс из четырех видео-лекций для преподавателей вузов о том, как вести лекции/семинары онлайн и принимать домашнее задание. Авторы обещают дополнить курс материалами о том, как проводить физические эксперименты для инженерных специальностей, а также проанализировать типичные технические ошибки.

Налаживание доступа к необходимому техническому оборудованию

Университеты всеми силами расширяют возможности своих информационных платформ, увеличивают возможности доступа своих студентов и сотрудников, а также делятся этими возможностями с другими вузами.

Предоставление доступа к онлайн-курсам для широкого круга вузов

Платформы онлайн-контента и ведущие вузы открыли доступ к дистанционным курсам всем студентам. Например, НИУ ВШЭ открыл доступ к своей платформе для региональных вузов, находящихся на дистанционном формате обучения; на бесплатное подключение студентов к онлайн-курсам НИУ ВШЭ заявки подали 32 вуза. В дальнейшем планируется развитие партнерства, интеграция других IT-сервисов Mail.ru Group в работу НИУ ВШЭ, а также создание совместных образовательных и инфраструктурных проектов.

Учебный процесс

Перевод большинства занятий в онлайн-формат

Самые популярные ресурсы включаемого в программу дистанционного обучения — платформа «Открытое образование» (НПОО) и «Coursera». Курсы, заменяемые с привлечением НПОО, — физическая культура и спорт, иностранные языки, философия, безопасность жизнедеятельности, математика, физика, правоведение, история, русский язык, экономика, информатика, экология, инженерная компьютерная графика, культурология и социология. Большинство вузов оформляют платные корпоративные подписки на использование программного обеспечения для дистанционного преподавания.

Кейс SAS Тюменского государственного университета

Кейс Балтийского Федерального Университета имени Канта

Кейс Псковского государственного университета

Кейс Университета ИТМО

Кейс Уральского федерального университета

Дистанционная психологическая помощь

Резкий масштабный переход на дистанционный формат изменил привычный уклад жизни студентов и преподавателей вузов. Наложившаяся на него вынужденная изоляция, безусловно, усилила напряженность, что обусловило потребность в соответствующей психологической помощи. Многие университеты организовали сервисы такой помощи студентам и сотрудникам силами профильных учебных кафедр в формате смешанных команд (преподаватели и студенты-волонтеры).

Внеучебная дистанционная работа

Одновременно с переводом учебного процесса на дистант вузы были вынуждены экстренно искать варианты и для внеучебной работы. Творческие объединения многих вузов находили новые формы, которые позволили студентам поддерживать привычные увлечения в условиях изоляции. Коллективы продолжили встречи в формате онлайн, осваивая платформы и меняя алгоритмы коммуникации.

Методическая поддержка целевых групп по всем вопросам, связанным с переходом на дистанционный формат работы и учебы

Большинство вузов подготовили и разместили на соответствующих страницах сайтов методические рекомендации и инструкции — в дополнение к локальным нормативным актам — для помощи студентам и преподавателям в переходе на дистанционный формат. Например, на сайте ТГУ есть отдельные разделы для студентов и преподавателей, которые содержат рекомендации по использованию конкретных платформ и инструментов, а также советы по переходу на дистант. В свою очередь, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого представил подробное описание механизмов перехода на дистанционное обучение (мероприятия, документы, количественная оценка итогов, способы решения наиболее часто возникающих проблем).

Налаживание инструментов обратной связи от студентов и преподавателей

Помимо централизованных опросов по инициативе Минобрнауки России, вузы проводят и собственный мониторинг восприятия целевыми группами изменений условий работы в процессе перехода в дистанционный формат. Так, с 16 марта Вятский государственный университете (ВятГУ) приступил к созданию централизованных сервисов опросов на базе платформы Битрикс.

Внедрение прокторинга при онлайн-зачетах и экзаменах

Тема прокторинга (англ. proctor — инспектировать, контролировать) вошла в контекст новостных сообщений о переходе учебных заедений на дистант внезапно и широко. До недавнего времени прокторинг был прерогативой ведущих вузов, масштабно внедряющих онлайн-курсы. В то же время, вузы продемонстрировали высокую скорость и способность адаптироваться к новым условиям. И спустя несколько недель после перехода на дистант-формат, эта практика получила новые примеры распространения.

Научные исследования

Инициирование новых научных сервисов и научных исследований по теме COVID-2019

Российские университеты, как и университеты других стран мира, инициируют новые научные проекты по тематике COVID-19; создают научные сервисы, направленные на экспертное взаимодействие ученых и специалистов по данной теме. Например, молодые ученые и магистранты УрФУ запустили программу нейропрофилактики стресса у пожилых людей, находящихся в условиях самоизоляции. Проект «Нейрогимнастика для серебряного возраста» разработан студентами и преподавателями магистерской программы «Когнитивные нейронауки», чтобы дистанционно поддержать пожилых людей в период пандемии коронавируса. Программа предусматривает комплекс упражнений, которые можно делать  самостоятельно или при дистанционном участии волонтеров-психологов для поддержания стабильного психоэмоционального состояния и когнитивных функций.

Решение вопроса о защите диссертаций онлайн

Практики онлайн-защит применяются вузами не только для промежуточных и итоговых аттестаций, но также и для защит диссертаций на соискание ученых степеней. Например, СПбГУ сделал решительный шаг в развитии и упрощении административных и организационных процедур защиты диссертаций: не теряя качества защиты, перешел на дистанционный формат работы по самостоятельно установленным правилам.

Экономическая поддержка

Организация финансовой помощи студентам

Вузы принимают решение о точечных мерах или в ряде случаев о комплексе решений, в которых комбинируют следующие: отмена платы за общежитие на период карантина, предоставление студентам контрактной формы обучения отсрочку по оплате обучения, досрочный перевод с коммерческой формы обучения на бюджетную  (например, в ЧГУ, ЧГПУ и ЧГСХА, КубГУ, КФУ, СПбГУ, АГИК и др.). Также к критериям на получение студентами материальной поддержки добавились «временные финансовые трудности в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19» (Университет ИТМО, ВГУ); а СПбПУ, например, принял решение оказать единовременную материальную помощь всем своим студентам-очникам, получающим высшее и среднее профессиональное образование, в том числе обучающимся за счет собственных средств, а также иностранным студентам и аспирантам в размере 2 200 рублей.

Проекты вузов по трудоустройству студентов, потерявших подработку из-за пандемии и испытывающих финансовые трудности

Не секрет, что практика подработки широко распространена среди очных студентов. Так, их опрос в рамках Мониторинга экономики образования (2017 год) показал, что 30% из них работали относительно стабильно, и только 7% не имели какой-либо работы. Таким образом, в условиях карантина не менее 70 тысяч студентов[1] могут находиться в зоне риска существенного снижения финансового положения — это работающие в сфере услуг и на вспомогательных работах (курьер, секретарь), из них наиболее весомая группа — студенты бакалавриата 2‒5-го курсов. Поэтому ведущие вузы в координации с Минобрнауки России запустили пилотные проекты по предоставлению студентам дополнительных возможностей трудоустройства на своей базе.
[1] По расчетам ПУЛ “Развитие университетов” Института образования НИУ ВШЭ

Стимулирующие выплаты преподавателям

Среди мер экономической поддержки следует отметить уникальный опыт Южного федерального университета, где введена система стимулирующих выплат преподавателям на проведение апгрейда личных мобильных устройств для эффективного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При реализации образовательного процесса в данном формате в настоящих условиях феномен BYOD (англ.«Bring your own device») или «принеси/используй свое устройство», описывающий возможность доступа к электронным образовательным ресурсам и инструментам онлайн-взаимодействия посредством личных мобильных устройств, фактически становится основным принципом организации работы преподавателя и учебной деятельности студента.

Интернационализация и мобильность

Дни открытых дверей в онлайн-формате

В непростых условиях карантина вузы продолжают оставаться открытыми для всех абитуриентов, но теперь в онлайн-формате. Основная практика — дни открытых дверей-онлайн. Теперь вопросы по поступлению можно задать проректору, преподавателю или члену приемной комиссии во время прямого эфира, который транслируется на канале YouTube и в социальных сетях. Проректор по учебной работе Самарского университета Андрей Гаврилов сообщил, что на таких мероприятиях присутствовали и иностранные абитуриенты.

Третья миссия университета

Содействие вовлечению студентов в волонтерское движение для помощи наиболее уязвимым целевым группам в период пандемии

Практики вовлечения студентов в волонтерские инициативы в период пандемии достаточно разнообразны, ранее мы останавливались на этом. Наиболее распространены следующие инициативы: «цифровые волонтеры» (помощь в переходе на онлайн-формат различным целевым группам); помощь в доставке продуктов и лекарств пожилым сотрудникам вузов, а также местному населению; психологическая поддержка студентов и сотрудников, а также работа в многочисленных колл-центрах.

Предоставление сервисов доставки еды студентам и сотрудникам

Университеты создают сервисы доставки еды для студентов и сотрудников, проживающих в общежитиях.  Например, специально для студентов, преподавателей и сотрудников Псковского государственного университета разработано меню полуфабрикатов, которые доставляют в общежития. В перечень блюд, доставку которых могут заказать студенты вуза, входят как готовые обеды, так и полуфабрикаты — их можно приготовить самостоятельно на свой вкус. Доставка бесплатна и осуществляется с соблюдением всех санитарных норм, установленных в регионе на фоне распространения коронавирусной инфекции.

Выводы

Система высшего образования находится в ситуации форс-мажора. Переход на удаленную работу и на дистанционную форму обучения — это вынужденная мера, которая стала необходимой для максимального сокращения рисков здоровья людей. Система высшего образования, студенты, преподаватели, администрация вузов не были готовы к экстренной «эвакуации» в дистанционную среду. Здесь ключевым моментом является не готовность к цифровой трансформации как таковой, а резкость изменений в устоявшихся процессах, к которым никто не готовился заранее.

Авторы - сотрудники ПУЛ «Развитие университетов»

Клягин Александр Владимирович

Ведущий эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

Макарьева Анастасия Юрьевна

Аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

 

Авторы благодарят за помощь в подготовке материалов:

Щеглова Дарья Владимировна

Научный сотрудник Института образования

Подбородникова Ирина Сергеевна

стажер-исследователь ПУЛ «Развитие университетов»

Григорьева Анна Викторовна

Аналитик ПУЛ «Развитие университетов»