• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ребенок для утопии. Опыт воспитания в 1920-1930-х гг.

Мероприятие завершено

Участвовать очно
Присоединиться онлайн ВК видео  / Youtube

 

После провозглашения советского государства начинается активный процесс легализации женского труда, эмансипации женщин в том числе для нужд новой плановой экономики. Ребенок и семья становятся не только обузой, но и попадают в зону контроля государства для решения идеологических задач. 

Организуются детские ясли и сады, заимствуются зарубежные педагогические практики. Ясли, очаги и детские сады превращаются в место изоляции детей от семейного «пагубного» старого, дореволюционного, а также религиозного влияния. 

В новых условиях реализуются архитектурные и планировочные решения детских садов, оформляются «красные», живые уголки, педагоги командируются в США для обогащения опыта. Ребенок, отчужденный от семьи, становится объектом для экспериментирования. В то же время разнообразие подходов и практик имплицитно задавали ожидания от будущего гражданина, оформляли не только детскую среду для понятных идеологических целей, но задавали новый способ полагания ребенка, семьи, материнства. 

В рамках семинара планируется продемонстрировать разнообразие практик по воспитанию будущего гражданина советского государства через анализ архитектуры, материальной культуры и педагогических подходов в детских дошкольных учреждениях, являющихся фоном для теоретического осмысления феномена детства в 20-30 гг. XX века как в локальном контексте образовательной политики советского государства, так и шире в рамках общеисторических тенденций того времени и в контексте современности. 

Модератор: 
Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства, канд.пс.н.

Докладчик: 
Софья Спиридонова, стажер-исследователь Центра, искусствовед 

Дискуссанты: 
Анатолий Каспржак, ординарный, заслуженный профессор, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Мария Тендрякова, старший научный сотрудник ИЭА РАН и научный сотрудник ШАБ РАНХигс, канд.ист.н.