• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

6+
Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведит их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара:

Шестое заседание семинара состоится 22 января (среда) в 18.00 в Институте образования НИУ ВШЭ, ауд. 1.04 (1-й этаж в конце коридора).

Регистрация для участия по ссылке.

Фильм «Перемеха» (Россия, 2018, 32 мин.) - фильм о фантазийной игре детей села Лядины.

Автор: Павел Фрейчко. Фильм, снятый в рамках экспедиции группы "Социокультурная психология и антропология" (рук. А.С. Обухов) Школы №1553 имени В.И. Вернадского в июле 2018 года - в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области. 

В Лядинах дети уже несколько лет играют в фантазийную игру "Перемеха", в которой есть школа, хроносы (хранители) и котел для перемешивания идей и образов. Феномен фантазийных игр детей мало изучен, так как дети обычно в них играют скрытно от взрослых. Участникам экспедиции удалось войти в доверие к ребятам, принять участие в игре и узнать у ребят как эта игра появилась. Школа Перемехи расположена на крыльце храма, что создает особый контекст игры.
Участники экспедиции смогли войти в эту игру и заснять ее бытования в живом диалоге с детьми в нее играющими. Этот фильм развернуто показывает особенности данной игры, ее правила, способы существования и развития, ее героев и ее границы. Есть также короткий фильм об игре, который смонтировали участницы экспедиции Екатерина Байдакова и Дарья Дудина в самой экспедиции.

Исследование фантазийных игр детей проводится во многом по литературным данным (см. работы и С.М. Лойтер) или на основе анализа документов, спродуцированных в таких играх (см. статью А.С. Обухова и М.В. Мартыновой). В фильме "Перемеха" зафиксирована фантазийная игра локального сообщества детей в ее живом бытовании и через рассказы самих участников игры, что не так просто и редко попадает в фокус внимание исследовательской детской игры. 
Интерес к изучению фантазийных игры во многом инициирован выдающимся исследователем истории и культуры детства, членом-корреспондентом РАО Виталием Григорьевичем Безроговым (1959 - 2019). Данное заседание семинара мы посвятим памяти этого выдающегося ученого. Данное заседание семинара проходит в содружестве с международным семинаром "Культура детства: нормы, ценности, практики".

Темы, которые планируется обсуждать:

  • Феномен фантазийных игр детей;
  • Потаенные миры детей, граница и взаимодействие с миром взрослых; 
  • Проблема изучения мира детей и культуры детских сообществ взрослыми исследователями;
  • Детская фантазия как "перемешивание" информации из предшествующего опыта.

Специальные гости:

  • Трифонова Екатерина Вячеславовнакандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, автор книги "Режиссерские игры дошкольников";
  • Макаревич Галина Викторовна, кандидат культурологии, координатор международного научного семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики";
  • Кляус Владимир Леонидович, д.филол.н., заведующий отдела фольклора ИМЛИ имени А.М. Горького РАН, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Традиционная культура»

Семинар состоится по адресу: Потаповский переулок, д. 16, стр. 10, Институт образования НИУ ВШЭ, ауд. 1.04.