• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Создание проблемных ситуаций и задач как творчество – открытый семинар НИУ ВШЭ по Образованию

Мероприятие завершено
Изобретение, конструирование проблем и задач для других людей – то, что мы делаем в самых разных ситуациях. И в бытовых, когда придумываем загадки, задачи для партнера по игре. И в институционализированных – например, составление огромного количества задачников по разным предметам, задач для экзаменов и олимпиад, разработка психологических тестов, в том числе на мышление, и т.д. При этом в психологии и педагогике нет систематических исследований задачного творчества, несмотря на множество работ по изучению и внедрению задачного конструирования в учебную деятельность школьников.

На открытом семинаре ВШЭ по образованию Александр Поддьяков, профессор Факультета социальных наук ВШЭ, представит анализ авторского опыта разработки оригинальных объектов, проблемных ситуаций и задач в нескольких областях.

1. Создание интерактивных исследовательских объектов типа головоломок для изучения мышления и самостоятельного экспериментирования детей. Они не требуют формулирования задач со стороны взрослого – важно, чем ребенок займется и что обнаружит сам.

2. Создание парадоксальных объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства (отношениях «камень-ножницы-бумага»), и задач на их понимание для взрослых. Например, в известном шоу «Битвы роботов» можно наблюдать парадокс, названный «рободарвинизм»: боевые машины первого типа чаще выигрывают у устройств второго типа, чем проигрывают им. Устройства второго типа чаще выигрывают у устройств третьего типа, но те – у устройств первого типа. Можно ли смоделировать эту закономерность в чистом виде? Да, можно – с помощью соответствующих  объектов – и на этой основе конструировать задачи на нетранзитивность.

3. Создание заданий для олимпиады школьников по психологии и для дисциплины «Психология мышления».


Докладчик : 

Александр Поддьяков

Профессор факультета социальных наук (департамент психологии) НИУ ВШЭ, доктор психологических наук


Модератор:

Екатерина Орел

Заведующая Проектно-учебной лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук


Подключиться к семинару можно по ссылке. Не забудьте поставить напоминание – нажать колокольчик.