• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Текущие проекты

Исследования и разработки Центра

Лидерство и результативные модели управления школой. Изменение общества, связанные с вхождением в цифровую эпоху, социально-экономические изменения в стране, стимулировали модернизацию школы, и, как следствие, моделей управления образовательными организациями, системой образования на различных уровнях. Во многих школах, регионах, муниципалитетах, ведется поиск моделей управления, адекватных новым условиям.
В этой ситуации, наряду с важностью классического менеджмента, управления ресурсами школы, не менее важными является описание (изучение, анализ) таких понятий как распределенное и педагогическое лидерство. Заметим, что объектом изучения является не только и не столько структура управления системой образования того или иного уровня и/или образовательной организации, не о распределении финансовых потоков, а об управлении образовательным процессом, ориентированным на создание условий для обеспечения успешности каждого ученика.
Как показывают международные исследования, важнейшими факторами влияющими на это являются:

  • Кадровая политика региона по отношению к руководителям образовательных организаций их управленческим командам; 
  • Реализация концепции распределенного и педагогического лидерства, которая выражается в участии самого директора, управленческой команды, всего коллектива в работу над трансформацией образовательных программ и инфраструктуры школы; 
  • Повышение самостоятельности школ через использование новых возможностей, связанных с появлением цифровых ресурсов. 

Исследования по обозначенным выше темам ведутся с целью выявления и анализе новых практик управления, анализе их образовательных возможностей с учетом специфики образовательной организации.
Результатами исследований являются не только получение нового знания о результативных моделях управления образовательными системами и организациями, но и формулировка рекомендаций по их оптимизации.
В проводимых исследованиях Центром используются методики Роу, Халлингера, бизнес-метод DEA и другие. Проводится исследования совместно с Центрами изучения современного детства и социально-экономического развития школы и Института образования, Факультетом бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ.
Разработка (конструирование) и экспертиза образовательных программ. Принятый новый закон «Об «Образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты, выполненные в логике деятельностного подхода, определили необходимость изменить принципы конструирования образовательных программ общего и высшего образования, механизмы обеспечения их качественной реализации. В рамках исследований, проводимых сотрудниками Центра развития лидерства в образовании совместно с преподавателями и студентами магистерской программы «Управление образованием», реализуемой Институтом образования НИУ ВШЭ, Консорциумом школ-лабораторий, партнерскими школами НИУ, разрабатываются и анализируются принципиально новые подходы к разработке программ, ориентированных на учебную деятельность учащихся, их экспертизе.
Результаты этих прикладных исследований адресованы в первую очередь разработчикам образовательных программ различных уровней и профилей, управленцам школ и вузов, перед которыми стоит задача модернизации образовательных программ, шире – управления образовательным процессом.
Материалы, разработанные сотрудниками Центра по этому направлению, были положены в основу одного из направлений Концепции модернизации педагогического образования (2014 – 2017), материалов Всероссийского конкурса «Школа навыков 21 века» использовались и используются в программах дополнительного образования для управленцев общего и высшего образования.
Партнерами Центра развития лидерства в образовании по данному направлению являются сотрудники Фонда «Вклад в будущее» Сбербанка, сотрудники проекта «Директория» Издательской фирмы «Сентябрь», исследователи из Австралии, Нидерландов и т.д.
Здоровьесбережение в школе
. Разработки Центра посвящены проектированию комплексной программы, включающей создание сохраняющей здоровье детей инфраструктуры школьных помещений и рекреационных пространств, разработку современных средств пропаганды здорового образа жизни, повышение информированности педагогов и обучающихся об основах само- и взаимопомощи, развитие службы школьных психологов, использование новых медицинских технологий.
Педагогическое лидерство и эффективность управления школой. Современная школа стремительно меняется. Многие региональные системы образования демонстрируют эффективные образцы управления. Наряду с важностью классического менеджмента, управления ресурсами школы, важнейшей причиной высоких результатов детей является внимание руководителей к содержательному управлению образовательными программами. Современные международные и российские исследования основываются на стимулировании самостоятельности школ, на концепции педагогического лидерства, вовлекающего коллективы в трансформацию образовательных программ и инфраструктуры школы. Мы рассматриваем исследования школ прежде всего как самоисследования, как помощь школам в ясном и тонком анализе образовательных возможностей и специфики школы, помогаем разрабатывать программы развития. Используются методики Роу, Халлингера, бизнес-метод DEA и другие. Проводится совместно с Факультетом бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ.
Цифровая трансформация школы. Цифровизация школы не должна приводить к косметическим переменам. Цифровые возможности важно использовать в том случае, если это решает задачи, реально стоящие перед школой.  Цифровые технологии (Большие данные, машинное обучение и искусственный интеллект, "блокчейн", онлайн образование) изменяют школу и влияют на образовательный процесс. Как школа справляется с цифровизацией, как использует новые возможности, как трансформирует традиционные программы и структуры, как управляет изменениями? Эти и другие вопросы Центр решает в рамках разработки концептуальных положений стратегии и дорожной карты. Изучает тенденции и конкретные случаи использования возможностей новых цифровых технологий для решения педагогических задач.  Этому способствует внедрение и распространение инструмента для самооценивания российскими школами своего использования цифровых технологий в образовательном процессе – SELFIE (Self-reflection tool for digitally capable schools). Цель проекта - внедрить и распространить среди российских школ инструмента самооценивания SELFIE, который позволяет школам оценивать свое состояние цифровизации и использовать полученную информацию для планирования дальнейших шагов по совершенствованию учебной работы. Этот инструмент помогает педагогическому коллективу школы увидеть, в какой мере изменение организации образовательного процесса, которое поддержано ЦТ, помогает улучшить образовательную работу, а также позволяет планировать конкретные шаги по трансформации работы школы, максимально используя потенциал ЦТ для совершенствования учебной работы. В ходе реализации проекта осуществляется перевод и адаптация инструмента, разработка справочных и методических материалов для школ, проведение этапов по распространению инструмента в школах.
Развитие технологического образования в российском образовании. Центр представляет актуальным исследования по обновлению содержания предмета "Технология" путем разработки новых предметных программ и/или модулей, учитывающих скорости технологических изменений в современном мире и формирование компетенций обучающихся, требующих навыков 21 века а также кадрового и методического обеспечения реализации новых программ. Центром разрабатываются модели организации и управления программ развития школьного технологического образования и сетевых форм реализации этих программ.


Другие проекты Центра

Навыки XXI века. Всероссийский Конкурс "Школа навыков XXI века" - совместный проект Института образования НИУ ВШЭ и Фонда "Вклад в будущее". Задачи проекта: выявить лучшие идеи и практики образовательных программ, моделей организаций, ориентированных на формирование у детей навыков XXI века, и способствовать их широкому распространению; оказать поддержку инновационного педагогического и организационно-управленческого проектирования при реализации ФГОС; создать открытую дискуссионную площадку для обсуждения перспектив развития школы будущего.
Образовательный комплекс "Ватутинки". Разработка концепции и образовательной программы для проектируемого образовательного комплекса «Ватутинки» в партнерстве с «Родина-групп» и «Школой дизайна НИУ ВШЭ».
Консорциум школ-лабораторий образования. 
Экспертиза. Участие в экспертно-аналитическом сопровождении мероприятий приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников».

 

1.        Разработка концепции и образовательной программы для строящегося обр. комплекса «Ватутинки» в партнерства с «Родина-групп» и «Факультет дизайна» вышки.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.