• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Студенческая экспедиция 6-15 июня: «Агентность выбора и структуры образовательного неравенства на примере Ярославской области»

До 15 апреля принимаем заявки от студентов, магистрантов и аспирантов НИУ ВШЭ на участие в экспедиции в Ярославль!
Цель экспедиции - изучение культурных механизмов образовательного выбора современной молодёжи. Нас ждёт работа с социологической теорией, актуальными исследованиями в образовании и упражнения в сборе и анализе данных интервью.

Волжская набережная

Волжская набережная
Форма подачи заявок и проект на «Ярмарке проектов»: https://pf.hse.ru/256526383.html
Также вы можете присылать заявки и вопросы руководителю проекта Екатерине Павленко на адрес epavlenko@hse.ru

Сроки и даты

15 апреля - окончание приёма заявок
25 апреля – 5 июня подготовительная работа

6 – 15 июня экспедиция

Кого мы ждём
Студентов и магистрантов различных факультетов (социология, культурология, журналистика, государственное и муниципальное управление, доказательная образовательная политика)

Желательно знакомство с методологией организации социологического исследования

Обязательно: желание и готовность сделать свой вклад в исследование образовательного выбора современной российской молодёжи, интерес к социологии, к исследованиям образования и культуры.

Исследовательская проблема
Социальное неравенство в современном индивидуализированном обществе позднего модерна воспроизводится через смысловые механизмы выбора и принятия решений. К числу определяющих решений относятся решения, связанные с выбором дальнейшего образования.
Теоретики «поздней современности» показали, что «навык» выбора, активного и рефлексивного построения жизненной траектории, является ключевой для быстро меняющейся и полной рисков реальности развитых и развивающихся обществ. В новой социальной реальности выбор является обязанностью и социальным предписанием, молодые люди вынуждены принимать множество решений, которые не стояли перед их предшественниками, поскольку они могли опираться на традицию и социальные нормы. Как следствие, классические и хорошо изученные факторы воспроизводства неравенства, связанные с материальным достатком, уровнем образования и профессиональным статусом, начинают действовать принципиально иначе. Если ранее они определяющим образом влияли на фактический доступ социальных групп к образованию, то сейчас это влияние перераспределяется, трансформируется и обнаруживается в способности и склонности выбирать, в различиях базовых стратегий выбора, в степенях рефлексивности и рациональности, в степени агентности, в способности ориентироваться в условиях высокой неопределённости, в навыках резильентности и упорства, которые уже куда менее связанны со строго локализованным социальным группам (например, «рабочим классом»). Образовательный выбор начинает определяться структурами смыслов, которые определяют восприятие образования - смысловыми структурами, в рамках которых происходит осмысление и сопоставление различных образовательных и карьерных альтернатив, происходит оценка своих способностей и формирование притязаний. Образовательные альтернативы тесно связываются с образом будущей жизни, отношением к труду и работе в целом.
Экспедиция начнётся подготовительным этапом: будут проведены учебные семинары, направленные на погружение студентов в тему изучения образовательных решений и выборов, культурных механизмов выбора и механизмов воспроизводства социального неравенства через образование, а также мастер-классы по освоению методов проведения интервью и аналитической работе с качественными данными. Студенты познакомятся с ключевыми теоретическими работами и современными исследованиями, а также получат доступ к материалам проекта «Траектории в образовании и профессии», которые смогут использовать в своих учебных и научных работах.

На ежедневных вечерних собраниях будут обсуждаться полученные результаты, трудности, возникшие в ходе полевой работы, и формулироваться гипотезы для следующих интервью.



Данные и полевая работа
Этот проект направлен на сбор и анализ данных об образовательном и профессиональном выборе молодёжи и последствиях этих выборов для дальнейших жизненных путей в средне-срочной перспективе. Основу исследования составляет национальная панель - лонгитюдное изучение 5 тысяч молодых людей и девушек из 42 регионов Российской Федерации, репрезентирующих учащихся 8-х классов российских школ в 2010-2011 учебном году, кроме того существует под-проект «Меченый атом», в рамках которого собрано более 100 интервью с участниками опроса в 8 регионах. В рамках экспедиции будет охвачено две «пилотных» панелей — выпускников старших классов и студентов последних курсов вузов Ярославской области. Эти панели были запущены в 2009 году, а программа качественных интервью «Меченый атом» с участниками этих панелей была запущена в 2012 году. Экспедиция в г. Ярославль с выездом в г. Рыбинск будет включать в себя насыщенную полевую работу: проведение очередной (третей) волны интервью с участниками тестовых панелей ТРОП, которые в 2013 году были выпускниками локальных школ и вузов. Сейчас респонденты находятся на различных стадиях выхода на рынок труда.

Организаторы экспедиции: Центр культурсоциологии и антропологии образования, Институт образования НИУ ВШЭ, проект «Открываем Россию заново»