Описание проекта
С 1990-х годов аспирантура по всему миру претерпевает существенные изменения, связанные с растущей неоднородностью аспирантского контингента, диверсификацией степеней и моделей подготовки аспирантов, расширением траекторий выпускников аспирантуры. Описанные тренды также актуальны для Китая и России, однако состояние аспирантского образования в этих двух странах существенно отличается. В России, в отличие от общемировой тенденции массовизации аспирантуры, за последние 10 лет наблюдается постоянное снижение числа поступающих, выпускников и защит диссертаций. Китай же, напротив, добился значительного прогресса с момента появления аспирантуры в 1980-х годах, и в настоящее время китайская аспирантура стала одной из крупнейших в мире. Предлагаемое совместное сравнительное исследование направлено на выявление общих черт и различий в процессах трансформации аспирантуры в Китае и России, а также факторов (национального, институционального и индивидуального уровней), которые способствуют или препятствуют развитию аспирантуры.
Проект является победителем первого конкурса «Международное академическое сотрудничество», проведенного НИУ ВШЭ в 2024 г. Период реализации проекта — 2024-2026 гг.
Лифлет с информацией о проекте на английском языке доступен по ссылке (PDF, 3,88 Мб).
Команда (НИУ ВШЭ)
Руководитель проекта, старший научный сотрудник
Заместитель руководителя проекта, научный сотрудник
Менеджер проекта
Научный сотрудник
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Младший научный сотрудник
Стажер-исследователь
Команда (Университет Цинхуа)
Associate Professor

Postdoc Researcher
Associate Professor
Публикации по проекту
Жучкова С. В., Павлюк Д. М. Аспирантура в приоритете? Совершенствование аспирантуры как элемент программ развития вузов «Приоритета-2030» // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 1. С. 21-33.
Смирнов Н. М. Эффективность грантовой поддержки аспирантов в России: квазиэкспериментальный анализ программы РФФИ // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 77–99.
Барьеры при подготовке диссертаций в российской аспирантуре / С. В. Жучкова, А. И. Нефедова, Е. А. Терентьев, Н. М. Смирнов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2025. — 52 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (85)).
Smirnov N. From productivity to wellbeing? Topic modelling of doctoral education research // Higher Education. 2025. (online first)
Новости







