Для аспирантов и магистрантов

Лаборатория проектирования содержания образования приглашает молодых исследователей включиться в научную работу по следующим направлениям:

Фундаментальные и прикладные исследовательские темы/вопросы в фокусе деятельности Лаборатории: 

  1. Как в российской школе формируются ключевые компетентности - барьеры и условия? (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  2. Эволюция моделей изучения и содержания общественно-научных предметов в школах постсоветских стран (в контексте глобальных тенденций) (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  3. Механизмы трансформации содержания школьного образования в направлении "новой грамотности" (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  4. Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане задач социально-экономического развития общества и его идеологии (общества в целом и отдельных групп стейкхолдеров)[1], их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых   образовательных результатов, а также на соотношение инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. 
  5. Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.);  
  6. Какие существуют формы организации куррикулума в пространстве и времени? 
  7. Как обеспечить реализацию дифференцированного / персонифицированного подхода в обучении?
  8. «Портфель» современного учителя: система учебных материалов, новый конструкт методической системы обучения школьников и как всё это работает на достижение образовательных результатов? 
  9. Как выстроить/интегрировать учебную, внеурочную и внеучебную деятельность школьников на основе подхода "big ideas"?
  10. Каково соотношение предметного знания, практических умений, социальных компетенций и навыков XXI века в программе общественно-научного образования в школе? 
  11. Возможно ли построение единого курса общественных наук на основе единых методологических оснований (big ideas)?  
  12. Деятельность профессиональных обучающихся сообществ учителей, использующих цифровые инструменты в учебном процессе.
  13. Обновление содержания обучения в области общественно-научных предметов для формирования новой грамотности и ключевых компетенций учащихся
  14. Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования.

[1] Куррикулум проектируется на основе различных идеологических оснований: академический рационализм; социально-экономическая эффективность (как разновидность теории человеческого капитала), социальный конструктивизм, индивидуализм, ортодоксальность и ориентация на глобальное будущее (Morris and Adamson 2010). Академический рационализм акцентирует интеллектуальное развитие учащихся и фокусируется на передаче знаний, навыков и установок посредством четко определенного перечня учебных дисциплин. Приоритеты социально-экономической эффективности ставят перед школой задачу готовить таких учеников, которые станут частью рабочей силы и ответственными гражданами и тем самым смогут приносить пользу обществу. Социальный конструктивизм видит в школах потенциальную площадку, рычаг, драйвер для изменения общества: согласно этому подходу, образование должно мотивировать учащихся и наделять их способностью к активному действию для решения социально значимых задач -- таких, как неравенство или изменение климата. Индивидуализм помещает в центр куррикулума ученика - гибко подстраивая куррикурум под его потребности, интересы и способности, помогая раскрыть потенциал каждого. Ортодоксальный подход предполагает прививание определенных политических или религиозных убеждений через куррикулум. Форсайтная ориентировка ("глобальное будущее") куррикулума продвигает компетентностный подход, наделяющий учеников трансверсивными ("мягкими") навыками, необходимыми для жизни в стремительно меняющемся обществе. В большинстве реальных куррикулумов перечисленные подходы переплетены, однако, как правило, можно выделить доминирующий.

 

По вопросам сотрудничества и участия в научных проектах Лаборатории в рамках обучения в аспирантуре обращайтесь к Тарасу Валерьевичу Пащенко и  Елене Владимировне Чернобай. Подробную информацию о поступлении и обучении в аспирантуре Института образования Вы можете найти на странице Аспирантской школы по образованию.

 


Будем рады видеть вас участниками нашей команды!