• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для аспирантов и магистрантов

Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века приглашает молодых исследователей включиться в научную работу центра по следующим направлениям:

Фундаментальные и прикладные исследовательские темы/вопросы в фокусе деятельности Центра: 

  1. Как в российской школе формируются ключевые компетентности - барьеры и условия? (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  2. Эволюция моделей изучения и содержания общественно-научных предметов в школах постсоветских стран (в контексте глобальных тенденций) (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  3. Механизмы трансформации содержания школьного образования в направлении "новой грамотности" (научный руководитель - И.Д. Фрумин)
  4. Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане задач социально-экономического развития общества и его идеологии (общества в целом и отдельных групп стейкхолдеров)[1], их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых   образовательных результатов, а также на соотношение инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. 
  5. Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.);  
  6. Как сформировать и удержать познавательный интерес и устойчивую учебную мотивацию современного ребенка? Какие методы создания и поддержания мотивации учения могут быть использованы при проектировании учебной программы и при ее реализации? Как вовлечь учащегося в учебный процесс, поменяв его позицию с пассивного учащегося, который просто получает информацию, к состоянию активного учащегося, который работает с информацией и достигает поставленных учебных целей, и затем к конструктивному саморегулируемому учащемуся, который продолжает учиться вне класса и создает собственные учебные цели? Как проводить мотивационный анализ куррикулума и использовать полученные данные для ее улучшения? 
  7. Динамика профессионального статуса учителя. Как меняются профессиональные роли учителя? Кто он, современный учитель? Готов ли нынешний учитель к выполнению новых профессиональных ролей? 
  8. Каков аксиологический портрет современного учителя? Какими инструментами измерять компетентность учителя? 
  9. Какие существуют формы организации куррикулума в пространстве и времени? 
  10. Как обеспечить реализацию дифференцированного / персонифицированного подхода в обучении?
  11. «Портфель» современного учителя: система учебных материалов, новый конструкт методической системы обучения школьников и как всё это работает на достижение образовательных результатов? 
  12. Как выстроить/интегрировать учебную, внеурочную и внеучебную деятельность школьников на основе подхода "bigideas"?
  13. Каково соотношение предметного знания, практических умений, социальных компетенций и навыков XXI века в программе общественно-научного образования в школе? 
  14. Возможно ли построение единого курса общественных наук на основе единых методологических оснований (big ideas)?  
  15. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему общего образования
  16. Деятельность профессиональных обучающихся сообществ учителей, использующих цифровые инструменты в учебном процессе.
  17. Обновление содержания обучения в области общественно-научных предметов для формирования новой грамотности и ключевых компетенций учащихся
  18. Пропедевтика общественно-научного образования в начальной школе.
  19. Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
  20. Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
  21. Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования
  22. Поддержка профессионального становления молодого учителя
  23. Анализ педагогической эффективности образовательной программы "Учитель для России".
  24. Пути профессионального самоопределения учителя: case-study. 

[1] Куррикулум проектируется на основе различных идеологических оснований: академический рационализм; социально-экономическая эффективность (как разновидность теории человеческого капитала), социальный конструктивизм, индивидуализм, ортодоксальность и ориентация на глобальное будущее (Morris and Adamson 2010). Академический рационализм акцентирует интеллектуальное развитие учащихся и фокусируется на передаче знаний, навыков и установок посредством четко определенного перечня учебных дисциплин. Приоритеты социально-экономической эффективности ставят перед школой задачу готовить таких учеников, которые станут частью рабочей силы и ответственными гражданами и тем самым смогут приносить пользу обществу. Социальный конструктивизм видит в школах потенциальную площадку, рычаг, драйвер для изменения общества: согласно этому подходу, образование должно мотивировать учащихся и наделять их способностью к активному действию для решения социально значимых задач -- таких, как неравенство или изменение климата. Индивидуализм помещает в центр куррикулума ученика - гибко подстраивая куррикурум под его потребности, интересы и способности, помогая раскрыть потенциал каждого. Ортодоксальный подход предполагает прививание определенных политических или религиозных убеждений через куррикулум. Форсайтная ориентировка ("глобальное будущее") куррикулума продвигает компетентностный подход, наделяющий учеников трансверсивными ("мягкими") навыками, необходимыми для жизни в стремительно меняющемся обществе. В большинстве реальных куррикулумов перечисленные подходы переплетены, однако, как правило, можно выделить доминирующий.

 

По вопросам сотрудничества и участия в научных проектах Центра в рамках обучения в аспирантуре обращайтесь к Елене Владимировне Чернобай и Марии Сергеевне Добряковой. Подробную информацию о поступлении и обучении в аспирантуре Института образования Вы можете найти на странице Аспирантская школа по образованию.

 


Будем рады видеть вас участниками нашей команды!




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.