• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа в контексте пандемии: усиливающееся неравенство и взаимодействие с сообществом

Даты проведения: 22-25 июня 2021 г.

Язык: русский

Место: дистанционный формат

Ссылка для подключения будет выслана всем зарегистрированным участникам.

Летняя школа для педагогов, управленцев и исследователей в сфере образования.

Вместе с экспертами участники летней школы проанализируют последствия обучения в период пандемии для образовательного неравенства и субъективного благополучия и разберут способы его преодоления, в том числе — через укрепление связей школ с родителями, местным сообществом, партнерами в территории.

 

Программа 

Лекции и практические занятия пройдут в дистанционном формате. В течение недели по завершении летней школы видео будут доступны для просмотра и выполнения итоговых заданий. В программе возможны изменения. Точное расписание занятий и окончательный список спикеров будут опубликованы после завершения регистрации.

Время сессий - московское.

 22 июня

10:30-11:00. Открытие летней школы. Регламент и оргвопросы.

Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. Пинского

Иван Иванов, координатор летней школы

11:00-12:00. Лекция. Субъективное благополучие в школе: мечта или реальность?  

Татьяна Канонир, Институт образования НИУ ВШЭ

Сегодня мы можем наблюдать смену парадигм в школьном образовании. Благополучие учащихся и их личностное развитие становится такой же значимой целью для современного образования, как и академические достижения. Но что мы уже знаем о субъективном благополучии школьников и об индикаторах, которые могут помочь нам определить уровень субъективного благополучия в конкретном классе, школе или даже регионе? И главное, что можно сделать, чтобы благополучие школьников не только поддерживать, но и повышать? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим с вами в рамках встречи.

 12:30-13:30. Практическая сессия. Стратегии школ по преодолению эффектов пандемии.
            На материалах полевого исследования НИУ ВШЭ.

Роман Звягинцев, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Анастасия Андреева, Лаборатория инноваций в образовании

В рамках мастер-класса эксперты расскажут про реальные практики преодоления эффектов пандемии, собранные в рамках ЦФИ в 2021 году. Мастер-класс основывается на данных интервью директоров и учителей российских школ в разных регионах. Основной фокус анализа — наиболее частотные и, наоборот, уникальные стратегии школ по преодолению негативных эффектов пандемии — стресса, снижения результатов детей, потери коммуникации с семьями, нехватки техники, выбора онлайн-платформ, дистанционного обучения. В рамках обсуждения поднимаются вопросы эффективности тех или иных практик, переносимости их в другие контексты и возможных рекомендаций на основании всей проделанной работы.

15.00-16.10. Продолжение практической сессии.

 

 23 июня

11.00-12.30. Круглый стол «Вовлечение родителей в образование детей».

            Мария Добрякова, Лаборатория проектирования содержания образования

            Елизавета Сивак, Центр исследования современного детства

            Михаил Гошин, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Татьяна Мерцалова, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

На круглом столе будут представлены актуальные исследования, которые были проведены в Институте образования НИУ ВШЭ и относились к вопросам вовлечения родителей и семей в образование в контексте пандемии COVID-19. Особый фокус в докладах и дискуссии будет сделан на практических уроках и рекомендациях для школ и системы образования.   

 12.30-13.30. Практическая сессия. Инструмент измерения вовлеченности родителей.

Инна Антипкина, Центр психометрики и измерений в образовании

На мастер-классе мы посмотрим на эволюцию родительских опросников и теоретических моделей родительской вовлеченности с 1960-х гг. до наших дней. Разберем, как решать типичные проблемы родительских опросников. Представим сценарный подход к разработке опросников на примере сценарной шкалы родительской вовлеченности в начальной школе.

14.30-15.30. Экспертная сессия. Школа в кризисе – кризис для школы.

Анна Кобцева, академический руководитель программы «Управление образованием»

На сессии будут представлены результаты международного исследования «Школьный барометр», особый фокус будет сделан на ответы директоров школ и руководителей муниципальных органов управления образования. Исследование было посвящено реакции школьного сообщества на переход к дистанционному формату обучения. Также на сессии будут обсуждены вопросы, присланные участниками летней школы.

 16.00-17.00 Expert-talk.
              Встреча с научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ, профессором Исаком Фруминым.   

              В рамках сессии И. Д. Фрумин порассуждает о ситуации в образовании в контексте пандемии COVID-19, а     
              также ответит на вопросы участников летней школы, которые были присланы в момент регистрации.


 24 июня

11:00-12:30. Панельная дискуссия. Школа и сообщество.

Эксперты Центра общего и дополнительного образования им. Пинского: Сергей Косарецкий, Иван Иванов, Константин Анчиков

Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего», г. Калининград

Ольга Илларионова, Татановская школа, г. Тамбов

Лилия Федорова, заместитель директора, Школа №82, г. Новосибирск

В рамках дискуссии практики – директора школ расскажут о конкретных кейсах взаимодействия с сообществом, в частности, в условиях дистанционного обучения, а также поделятся конкретными инструментами и советами о том, как выстраивать эффективную коммуникацию с сообществом.  

12.30-13.30. Практическая сессия. Инструмент измерения социального капитала школьного сообщества.

Юлия Керша, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Современная школа для того, чтобы отвечать на вызовы времени и дать шансы своим   выпускникам самореализоваться в жизни и профессиональной деятельности, должна быть открытой для родителей и местного сообщества. Школе важно научиться укреплять свой социальный капитал – создавать вокруг себя активное сообщество учеников, выпускников, педагогов, родителей, предпринимателей и неравнодушных людей. Как определить, насколько успешная школа в решении этой задачи и что именно не хватает для ее реализации? На мастер-классе вы сможете узнать об инструменте самодиагностики, позволяющем ответить на поставленные вопросы и дать ориентиры для конкретных действий по развитию сильного школьного сообщества.

 15.00-16.00. Практическая сессия. Информационная открытость школы: возможности и риски в ситуации кризиса

Татьяна Мерцалова, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Информационная открытость – это состояние, в котором мы живем; явление, с которым мы работаем; процесс, которым мы управляем. Информационная открытость – это требование времени и возможности технологий. Отказаться от нее сегодня невозможно и опасно, но полностью ей подчиниться рискованно и страшно. Информационная открытость открывает широкие возможности и позволяет решить многие задачи, в том числе в образовании, но она же способна создать проблемы и выстроить барьеры на пути к намеченным целям. Удержаться «на лезвии бритвы», выдержав идеальный баланс между открытостью и закрытостью – задача нетривиальная, особенно в условиях турбулентности, которой оказался коронавирусный кризис. На мастер-классе будут разобраны кейсы реализации информационного обмена между участниками образовательных отношений в ситуации кризиса вынужденного перехода на дистанционное обучение, а также отработаны модельные ситуации, связанные с информационным взаимодействием.

 16.30-18.00. Специальная сессия. Молодые исследователи – школе.

             На сессии будут представлены доклады выпускников 2021 г. магистерских программ Института образования.
             Наталия Сченснович, программа "Управление образованием".
             Партнерская модель взаимодействия семьи и школы как фактор устойчивости образовательной организации.
             Константин Анчиков, программа «Доказательная образовательная политика».
             Адаптация организационно-управленческой модели школы в условиях кризиса (Covid-19).


25 июня

11.00-12.30. Панельная дискуссия. Школа и образовательная экосистема: сценарии развития

Алексей Обухов, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Андрей Павлов, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Андрей Андрюшков, Инфраструктурный центр Кружкового движения НТИ

Оксана Глазунова, Федеральный центра детско-юношеского туризма и краеведения

Мария Ленская, видеожурнал «Говорю как краевед»

В развитых странах давно наметилась тенденция «расшколивания образования», которая при этом не является однонаправленной. Школа продолжает существовать, но она давно потеряла монополию на образование, особенно когда дети и их родители ориентированы на высокие образовательные, социальные и личностные результаты развития. В наше время активно развиваются процессы интеграции общего и дополнительного образования, разнообразных практик сетевого взаимодействия в образовании и межведомственных взаимодействий при реализации образовательных проектов, намечается тенденция поиска возможностей реализации экосистемного подхода в образовании. Участники дискуссии обсудят сложившуюся уникальную ситуацию, представят как собственные экспертные позиции, так и продемонстрируют примеры ее реализации на конкретных практиках. Особый фокус в представлении и последующей дискуссии будет сделан на «новых» образовательных обстоятельствах, вызванных пандемией COVID-19. 

 12.30-14.00.  Экспертная сессия. Школа после пандемии.

Эксперты Центра общего и дополнительного образования им. Пинского: Сергей Косарецкий, Татьяна Мерцалова, Сергей Заир-Бек, Роман Звягинцев, Юлия Керша
В рамках дискуссии эксперты обсудят наиболее острые вопросы образовательной политики в пост-пандемийный период, а также ответят на вопросы участников летней школы.


Материалы для самостоятельного чтения:
https://ioe.hse.ru/ds/summerschoolmaterials

Следите за новостями летней школы на нашей странице в Facebook по ссылке.

Ссылка для прохождения итогового теста: ссылка будет опубликована позднее.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.