• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Динамика и институциональное многообразие систем высшего образования в постсоветских странах | Higher education system dynamics and institutional diversity in post-Soviet countries

Подразделение: Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»

Руководитель проекта: Д.С. Семенов
Менеджер проекта: Д.П. Платонова

Описание проекта и его актуальность

Распад СССР повлек за собой глубокие социально-экономические изменения, в том числе в сфере высшего образования, во всех пятнадцати бывших республиках. Активное реформирование системы высшего образования, появление новых стимулов и барьеров для развития вузов, открытие новых ниш и разрушение старых связей, включение в глобальные и региональные процессы – все это стало частью значительных трансформаций, которые происходили с системами высшего образования во всех странах постсоветского пространства.

Лишь в немногих исследованиях глубоко анализируются изменения структуры высшего образования под влиянием внешних и внутренних факторов, а также сущность этих изменений в широком контексте (Я. Кузьминов, Д. Семенов, И. Фрумин, 2013; Т. Клячко и др., 2002; Е. Князев, Н. Дрантусова, 2012). Большинство работ изучают ситуацию в каждой стране отдельно. Между тем, именно сравнительный анализ процессов, происходящих с системами высшего образования в постсоветских странах, может не только дать глубокое понимание на региональном уровне, но и позволит выйти на достаточный уровень абстракции для структурирования и формирования новых гипотез. 

Цель, задачи и предполагаемые результаты проекта

Цель сравнительного исследования заключается в описании институционального многообразия системы высшего образования, которое отражает функциональные трансформации институтов и внешней, по отношению к вузам, среды в пятнадцати странах постсоветского пространства после распада СССР.

Для достижения данной цели будут выполнены задачи в двух измерениях: в рамках исследования каждой из пятнадцати систем высшего образования и в рамках сравнительного анализа полученных результатов.

В рамках исследования системы высшего образования в каждой стране в отдельности, в первую очередь, будут выполнены следующие задачи:

  • выявлены ключевые характеристики национальной системы высшего образования по состоянию на конец советского периода;
  • выявлены ключевые социально-экономические трансформации, повлиявшие на институциональный ландшафт национальной системы высшего образования;
  • проанализированы изменения в разрезе широкого круга факторов, включающих политическую и экономическую сферу, демографические изменения и социальные трансформации;
  • зафиксированы изменения национальной системы высшего образования в ответ на трансформации среды и их влияние на структуру вузовской сети.

Результаты работы над страновыми кейсами позволят выполнить следующие задачи в рамках стравнительного исследования:

  • проанализировать структуру национальных систем образования в постсоветских странах и разработать типологию вузов постсоветского пространства;
  • при помощи количественных методов определить уровень институционального многообразия в странах постсоветского пространства;
  • выявить ключевые аспекты взаимовлияния социально-экономической системы и политики в широком смысле и структуры высшего образования в разрезе функциональных характеристик.

Ключевой  результат исследования – получение нового знания о институциональном многообразии в высшем образовании на постсоветском пространстве как примере совокупности транзитных обществ с общим прошлым. Интересным результатом является и характеристика дифференциации траекторий развития национальных систем, определяющих ее факторов и выбора политик в сфере. Будет получен уникальный сопоставительный материал о системах образования, включающий достаточно масштабный объем аналитической информации. 

Впервые будут проанализированы эмпирические данные о реальных взаимодействиях, сетях вузов с региональным, национальным, глобальным сообществом, органами государственной власти, бизнесом, связанных с реализациями вузами их основных функций, включая образование и науку.

Ключевые слова: Институциональное многообразие, дифференциация, высшее образования, постсоветское пространство, вузы, структура системы, типы вузов, трансформации.