О лаборатории

Перспективная цель

Изучение процессов генерации и диффузии инноваций в образовательных экосистемах, выявление факторов их распространяемости и устойчивости. На основе этого знания, разработка методологии оценки потенциала инновационных проектов. Развитие системы консультационного сопровождения сообщества инноваторов, венчурного капитала, государственных органов и благотворительных фондов.

Концептуальная рамка

Наше понимание инноваций в образовании заимствовано из исследования ОЭСР Measuring Innovationsin Education(2019), которое в свою очередь опирается на определение Oslo Manual. Это максимально широкий подход, считающий инновациями любые новые продукты и услуги, предлагаемые образовательными организациями, новые или улучшенные педагогические и организационные практики, новые формы внешних отношений образовательных организаций.   Такой подход в каком-то смысле оставляет за скобками анализ образовательной эффективности инноваций. Однако понятия скорости диффузии и устойчивости (sustainability) инноваций является непрямым выражением их эффективности. Неэффективные инновации плохо распространяются и еще хуже приживаются.

Одной из наших задач и является более полное концептуальное понимание инноваций в образовании, создание прагматичной таксономии инноваций. Поэтому описанный здесь подход не является окончательным. Предполагается кросс-дисциплинарный подход к изучению инноваций, включающий в себя использование философского, исторического, и социологического исследований. Не исключаем расширения методов в дальнейшем.

Вызовы, на которые мы стремимся отвечать

  • Трансформация образования как общественного института: развилка - 1. сохранение фундаментальной (цементирующей) роли института образования и прорастание около него несистемных инноваций, отвечающих новым требованиям общества; 2. трансформация института образования, благодаря “втягиванию” изначально несистемных инициатив внутрь системы. 
  • Новые люди в образовании (Зоологический подход - появление нового вида): Сегодня в образование вовлекаются новые акторы, которые могут оказать серьезное влияние на трансформацию института: 1. стартаперы и предприниматели, предлагающие новые решения и подходы; 2. акторы, получающие образование - life-long learning, серебряный возраст и т.д. 

Темы

Образовательные инновации (top-down и bottom-up): 
  • инновации “сверху” (реформы), их принцип распространения и внедрения, принятие всеми участниками системы; 
  • инновации “снизу”, трансформирующие систему образования (Переход от эффекта колеи в green field), несистемные инициативы (кто? что? зачем?).
Предпринимательство в образовании: 
  • внутри системы-параллельно с системой;
  • выживаемость;
  • акселерация.
Форсайт: 
  • выявление трендов трансформации образования;
  • динамика и структура изменений;
  • слабые сигналы (weak signals или джокеры).

Прецеденты

Инновации в образовании изучаются ведущими исследовательскими организациями и университетами: