О лаборатории
Перспективная цель
Изучение процессов генерации и диффузии инноваций в образовательных экосистемах, выявление факторов их распространяемости и устойчивости. На основе этого знания, разработка методологии оценки потенциала инновационных проектов. Развитие системы консультационного сопровождения сообщества инноваторов, венчурного капитала, государственных органов и благотворительных фондов.
Концептуальная рамка
Наше понимание инноваций в образовании заимствовано из исследования ОЭСР Measuring Innovationsin Education(2019), которое в свою очередь опирается на определение Oslo Manual. Это максимально широкий подход, считающий инновациями любые новые продукты и услуги, предлагаемые образовательными организациями, новые или улучшенные педагогические и организационные практики, новые формы внешних отношений образовательных организаций. Такой подход в каком-то смысле оставляет за скобками анализ образовательной эффективности инноваций. Однако понятия скорости диффузии и устойчивости (sustainability) инноваций является непрямым выражением их эффективности. Неэффективные инновации плохо распространяются и еще хуже приживаются.
Одной из наших задач и является более полное концептуальное понимание инноваций в образовании, создание прагматичной таксономии инноваций. Поэтому описанный здесь подход не является окончательным. Предполагается кросс-дисциплинарный подход к изучению инноваций, включающий в себя использование философского, исторического, и социологического исследований. Не исключаем расширения методов в дальнейшем.
Вызовы, на которые мы стремимся отвечать
- Трансформация образования как общественного института: развилка - 1. сохранение фундаментальной (цементирующей) роли института образования и прорастание около него несистемных инноваций, отвечающих новым требованиям общества; 2. трансформация института образования, благодаря “втягиванию” изначально несистемных инициатив внутрь системы.
- Новые люди в образовании (Зоологический подход - появление нового вида): Сегодня в образование вовлекаются новые акторы, которые могут оказать серьезное влияние на трансформацию института: 1. стартаперы и предприниматели, предлагающие новые решения и подходы; 2. акторы, получающие образование - life-long learning, серебряный возраст и т.д.
Темы
Образовательные инновации (top-down и bottom-up):
- инновации “сверху” (реформы), их принцип распространения и внедрения, принятие всеми участниками системы;
- инновации “снизу”, трансформирующие систему образования (Переход от эффекта колеи в green field), несистемные инициативы (кто? что? зачем?).
Предпринимательство в образовании:
- внутри системы-параллельно с системой;
- выживаемость;
- акселерация.
Форсайт:
- выявление трендов трансформации образования;
- динамика и структура изменений;
- слабые сигналы (weak signals или джокеры).
Прецеденты
Инновации в образовании изучаются ведущими исследовательскими организациями и университетами:
- В ОЭСР – Centre for Educational Research and Innovation (CERI), с обширным пулом проектов, в том числе широкомасштабный Open Educational Resources (OER);
- В Гарварде – The Office of Educational Innovation and Technology(OEIT), где основной упор - предсказуемо технологический и в основном ведутся разработки программного обеспечения для преподавателей и исследователей;
- В MIT – The Education Innovation Laboratory, в большей степени занимающаяся проблемами расового неравенства;
- В Стэнфорде – H-STAR, the Human-Sciences and Technologies Advanced Research Institute;
- В Венгрии – Centre for Higher Education and Innovation Research.