• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О Центре

 
Перспективная цель

Изучение процессов генерации и диффузии инноваций в образовательных экосистемах, выявление факторов их распространяемости и устойчивости. На основе этого знания, разработка методологии оценки потенциала инновационных проектов. Развитие системы консультационного сопровождения сообщества инноваторов, венчурного капитала, государственных органов и благотворительных фондов.

Востребованность
1.    Миссия Института образования подразумевает позиционирование себя как ведущего центра экспертизы прикладных проектов в сфере образования, аккумулирующего высокий академический потенциал для модернизации российского образования. Изучение инноваций позволит лучше понять, как изменяется образование, а также повлиять на стимулирование инновационных процессов в стране.
2.    Лишь за последние 4 года в мире было опубликовано около 14 тысяч научных статей по образовательным инновациям. За все предыдущее время до 2010 – около 26 тысяч. Область исследований еще до конца не оформлена как отдельная, однако в различных областях науки об образовании растет научный интерес к проблематике инноваций.
3.    Отсутствует аналитика по инновациям в российском образовании, однако есть острая потребность в прогнозе и оценке потенциала возникающих инновационных проектов. В такой поддержке нуждаются и государственные программ и конкурсы, и региональные органы образования, и отдельные образовательные учреждения. Особой группой потенциальных потребителей являются некоммерческие фонды, а также венчурный капитал.

Концептуальная рамка
Наше понимание инноваций в образовании заимствовано из исследования ОЭСР Measuring Innovationsin Education(2014), которое в свою очередь опирается на определение Oslo Manual. Это максимально широкий подход, считающий инновациями любые новые продукты и услуги, предлагаемые образовательными организациями, новые или улучшенные педагогические и организационные практики, новые формы внешних отношений образовательных организаций.   Такой подход в каком-то смысле оставляет за скобками анализ образовательной эффективности инноваций. Однако понятия скорости диффузии и устойчивости (sustainability) инноваций является непрямым выражением их эффективности. Неэффективные инновации плохо распространяются и еще хуже приживаются.
Одной из наших задач и является более полное концептуальное понимание инноваций в образовании, создание прагматичной таксономии инноваций. Поэтому описанный здесь подход не является окончательным.
Предполагается кросс-дисциплинарный подход к изучению инноваций, включающий в себя использование философского, исторического, и социологического исследований. Не исключаем расширения методов в дальнейшем.

Предварительные гипотезы
1.      С точки зрения экономической антропологии, школы должны оказывать более значительное сопротивление инновациям, нежели производственные фирмы и внешкольные учреждения. Это связано с принудительным характером труда учащихся, который всегда вызывает пассивное сопротивление увеличению интенсивности трудовых усилий.
2.      С точки зрения теории властных отношений Бурдье,  в школах господствует «хабитус чести», тогда как в обычных фирмах произошел переход к «хабитусу выгоды». Учителя как господствующий класс в школьной организации заинтересованы в сохранении хабитуса и, следовательно, будут противостоять любым инновациям, нарушающим табу против эксплицитного описания трудовой деятельности учащихся и своей роли в организации этой деятельности. Учителя не заинтересованы в измеряемости своих индивидуальных вкладов, а наоборот, прямо заинтересованы в уравнительном корпоративном подходе, основанном на «альтруистическом» понимании своей работы.
3.      С точки зрения классической социологической теории диффузии инноваций Эверета Роджерса, школы являются бюрократически контролируемыми организациями, в которых принятие решений о внедрении инноваций сосредоточено в руках очень немногих людей. Это должно привести в быстрому, но ошибочному принятию решений, которое приводит к малой устойчивости инноваций.
4.      В изменении образования участвует несколько агентов. Так, например, реформирование и инновации можно рассматривать как полярные способы воздействия на образовательные системы. Возможно действия различных агентов разнонаправлены и  взаимно отменяют друг друга.

Основные исследовательские вопросы
1.      Действительно ли скорость диффузии инноваций в школах ниже, чем в производственных фирмах с одной стороны и чем во внешкольных образовательных учреждениях – с другой? Если да, то почему?
2.      В чем причины успеха и неуспеха прежних инноваций? Каковы признаки успешной инновации? В частности, какова относительна роль следующих потенциальных факторов:
a.       Социальные  личностные характеристики инноваторов, степень их умений и положение в структуре власти
b.      Насколько новая практика вписывается в существующую систему отношений (Или наоборот, степень разрушительности инновации)
c.      Каков уровень относительной эффективности (соотношение трудозатрат, включая первоначальное освоение и полезности) новой практики по сравнению со старой?
d.      Характер принятия решения о принятии инновации
3.      Существуют ли образовательные экосистемы, более открытые инновациям, чем другие? Если да, то чем они отличаются от обычных?

Прецеденты
Инновации в образовании изучаются ведущими исследовательскими организациями и университетами.
·    В ОЭСР это Centre for Educational Research and Innovation (CERI), с обширным пулом проектов, в том числе широкомасштабный Open Educational Resources (OER).
·    В Гарварде это The Office of Educational Innovation and Technology (OEIT), где основной упор - предсказуемо технологический и в основном ведутся разработки программного обеспечения для преподавателей и исследователей
·    В Стэнфорде это H-STAR, the Human-Sciences and Technologies Advanced Research Institute
·    В MIT это The Education Innovation Laboratory, в большей степени занимающаяся проблемами расового неравенства
·    В Дании при сотрудничестве Копенгагенской бизнес-школы, Копенагенского технического университета и Копенгагенского университета ведется проект по разработке и реализации образовательных инноваций “Чемоданчик инноваций” от КУ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!