• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

iPIPS в России

iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) – инструмент стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения.

Инструмент показывает, что знают и умеют дети на входе в начальную школу в двух принципиальных областях  - чтении и математике, до какой степени данные результаты варьируются в связи с семейным бэкграундом, родительскими практиками воспитания, дошкольным образовательным опытом ребенка и его психологическими характеристиками, и, наконец, какого прогресса достигают дети за первый год обучения в школе при влиянии всех вышеперечисленных факторов, а также факторов школьной образовательной среды.

Один цикл оценивания предполагает проведение двух этапов обследования – в начале и в конце первого года обучения в начальной школе.

Процесс оценивания начинается с первичного тестирования – в сентябре, когда ребенок только приходит в школу. Цель диагностики — получить информацию об индивидуальной стартовой точке каждого ребенка и в целом класса (школы),  а также установить точку отсчета в измерении успеваемости учеников.

По результатам первичного (и последующего) тестирования детей сообщаются баллы каждого ребенка за блоки «Представления о чтении», «Представления о математике» и «Фонологическая грамотность».

Одновременно с оценкой когнитивного развития ребенка оцениваются его некогнитивные характеристики. Исследование психосоциального развития ребенка производится с помощью учителей, заполняющих анкету личностного и социального развития ребенка.

Помимо этого проводится сбор контекстной информации. В частности, отвечая на вопросы отдельной анкеты, учитель дает краткую информацию о себе, школе, в которой он работает, и своих практиках преподавания.

Также проводится опрос родителей (или опекунов) детей, где они предоставляют информацию об условиях, в которых растет и развивается ребенок.

Все анкеты – и для учителей, и для родителей, имеют два формата – электронный (on-line) и бумажный.

Завершается цикл обследования в апреле-мае, в конце первого учебного года, проведением второго этапа оценивания детей. По результатам данного этапа производится оценка прогресса детей, достигнутого за  год обучения в первом классе. Так же, как в начале года, оцениваются и некогнитивные характеристики ребенка. Исследование психосоциального развития ребенка производится с помощью учителей, заполняющих две анкеты: анкету личностного и социального развития ребенка и анкету поведенческих характеристик ребенка.

Процедура оценивания проводится в форме компьютерного адаптивного тестирования. 

Инструмент базируется на последних достижениях тестологической науки, моделирование тестирования и обработка результатов производятся с помощью современной теории тестирования (IRT), что позволяет измерить индивидуальный прогресс ребенка за первый год обучения в школе, а также  применить и  нормативно-ориентированный, и критериально-ориентированный подходы к оценке и интерпретации результатов оценивания. 

Несомненным преимуществом инструмента является гибкость в его использовании.

Изначально инструмент ориентируется на учителей, поскольку дает им многостороннюю оценку когнитивного и некогнитивного развития ребенка, диагностирует ребенка на старте, со всем его бэкграундом и оценивает, чего ребенок достиг за свой первый год в школе. Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика.

В то же время инструмент способен информировать заинтересованные органы управления образованием об уровне детей, приходящих в школы в региональном или муниципальном разрезе, эффективности различных образовательных программ дошкольного образования, о прогрессе детей и эффективности обучения в школах,  об эффективности используемых УМК.

Наконец, инструмент создан как стартовый показатель, относительно которого можно будет проследить развитие детей в последующие несколько лет обучения в школе.

В перспективе его можно будет использовать для оценки и сопоставлений прогресса детей в национальном масштабе и в сравнении с другими странами.


Инструмент разрабатывается с 1994 года Центром оценки и мониторинга Университета Дарема, Великобритания. На сегодняшний день за фактически 20 лет использования инструмент позволил оценить более 1 млн. детей в английских и шотландских школах. Также его используют в школах Австралии и Новой Зеландии. На сегодняшний день он переведен на арабский, нидерландский, китайский, немецкий, словенский, а теперь и русский языки. Продолжается работа по адаптации инструмента на языки других стран и культур.

В России адаптацию инструмента проводил Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.