Проекты 2011 года
Руководители: М.Карной, И.Д. Фрумин
1. Углубленный анализ результатов международных исследований качества образования и ЕГЭ в контексте экономических показателей образования
1. Оценить вклад реформы образования в странах-участницах международных исследований качества образования в развитие умений школьников решать проблемы разных типов. Углубленных исследований успешности решения задач разного типа и ее связи с тем или иным фокусом учебного плана в литературе очень мало. Кроме того, фундаментальными представляются вопросы о границах возможностей перестройки национального учебного плана, о необходимости системного, а не поэлементного реформирования, а также о возможности оценить эффекты реформ.
С учетом введения в России экзаменов стандартизированного типа и перехода на компетентностно-ориентированное обучение, представляется важным начать исследовать связи между характером заданий, призванных оценить развитие тех или иных «компетентностей», и образовательного окружения, в котором эти компетентности должны быть выращены. В то же время рост числа источников данных об образовательной среде и достижениях учащихся в том или ином типе заданий или в разных предметных областях будет требовать систематизации и комплексного углубленного анализа. Методы и технологии таких исследований не разработаны пока в должной мере, так что работа лаборатории в данном направлении может рассматриваться как пробная в этом направлении.
Результаты исследования:
При анализе динамики достижений стран Восточной Европы и бывшего СССР в международных сравнительных исследованиях за двадцать лет реформ установлено, что в TIMSS наблюдается почти повсеместная тенденция к снижению достижений и к уменьшению разброса результатов, а в PISA эта тенденция к снижению гораздо менее выражена и страны демонстрируют большую устойчивость в своих достижениях.
При исследовании качества информации из анкет, вовлеченных в анализ, установлено, что данные, полученные из анкет PISA и TIMSS, заполняемых администраторами школ или учителями, а также из изданных IEA «Энциклопедий стран» частично ненадежны, частично подвержены искажениям со стороны социальной желательности, частично отражают только намерения страны в отношении тех или иных изменений. Наряду с этим, выявлено, что данные по странам, полученные из «Энциклопедий стран» или с информационных порталов международных организаций (The World Bank; UNESCO и др.), часто несопоставимы по типу задаваемых вопросов, формату представленных данных, от одной страны к другой и от года к году.
При анализе динамики ресурсной обеспеченности школ в отобранных странах установлено наличие общей тенденции последовательного решения проблемы с нехваткой ресурсов и снижения уровня дефицитности в системе образования.
При соотнесении динамики достижений с динамикой характеристик школьной системы выявлена нецелесообразность ограничения исследовательской базы данных только данными PISA и TIMSS. Установлено, что дополнительные данные, используемые при определении элементов образовательной системы - эффективных средств улучшения достижений школьников, - не должны ограничиваться данными из относительно свободных источников, необходимо привлечение дополнительных исследовательских данных.
По второму направлению исследования - при анализе зависимостей между результатом ЕГЭ, с одной стороны, и внешних и профессиональных характеристик учителей, с другой, установлено следующее:
не обнаружено значимой связи между результатом ЕГЭ и «грубыми» практиками натаскивания на экзамен;
для результатов ЕГЭ имеют значение как профессиональные характеристики учителей, так и используемые ими практики преподавания и умение выстроить отношения с классом;
для сокращения разницы между баллами ЕГЭ по русскому языку и математике имеет существенное значение повышение профессионального опыта учителей математики, большее использование в их работе учебных заданий сложного типа, тренирующих учеников самостоятельно рассуждать, развитие у них умений налаживать отношения с учениками.
Также была сформирована база данных по формам федерального статистического наблюдения № ВПО-1 за 2009-2011 учебные годы, № ВПО-2 за 2009-2011 учебные годы, № СПО-1 за 2010-2011 учебный год. В дальнейшем будет сформирована база СПО-1 за 2011-2012 учебный год. Данные будут использованы при анализе в 2012 году.
На завершающем этапе реализации проекта была сформулирована концепция его развития: разработан дизайн двух проектов, которые будут проводиться в рамках деятельности Международной лаборатории анализа образовательной политики ИРО в2012 г.: исследования результатов образования и факторов на них влияющих, а также сравнительного исследования по анализу студенческих контингентов в странах БРИК.
Публикации:
В ходе реализации проектов Лаборатории в 2011 г. была опубликована статья:
Тюменева Ю.А., Хавенсон Т.Е. "Международные сравнительные исследования качества образования для оценки эффективности реформ: проблемы, ограничения и возможные решения" // Материалы VIII международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования: Проблемы управления и оценки качества образования". М.: Издательство "Дело", 2012.
Международные сравнительные исследования качества образования
Были подготовлены к публикации:
1. М. Карной, А.Б. Захаров «Влияние профессиональных характеристик и образовательных практик учителей на учебные достижения выпускников российских школ»".
2. М. Карной, А.Б. Захаров «Влияние характеристик учащегося, семьи и школы на образовательные достижения выпускников».
3. М. Карной, А.Б. Захаров «Образовательные практики и учебные достижения учащихся в разных социальных ситуациях».
Выступления на конференциях и семинарах: