Проекты 2015 года

Связь школьного контекста, характеристик учителей, образовательных практик с академическими результатами в старших классах и выбором послешкольной образовательной траектории.


Направление 1 . 
Почему российские школьники по-разному справляются с тестами TIMSS и PISA?

Как утверждается в документах многих международных организаций, смена индустриальной эпохи на постиндустриальную приводит к смене требований к результатам школьного образования. Школа должна формировать не только знания, ограниченные предметом, но и общие умения, общие когнитивные навыки регуляции мышления при столкновении с проблемной ситуацией. Эти навыки задействуют процессы постановки цели, планирования, мониторинга и контроля процесса решения, так же как рефлексии относительно успеха и неудач при решении проблем. Репрезентантом задач, которые требуют всего комплекса этих навыков, как показано, являются, в частности, задания PISA. Относительно низкие показатели российских школьников в тесте PISA при высоком в среднем уровне математических знаний по результатам другого математического теста – TIMSS – требуют объяснения в связи с важностью описанных навыков у молодого поколения нашей страны. 

Цель исследования: определить дефициты российских выпускников основной школы в решении незнакомых, комплексных и не-рутинных задач (на примере, математики).

Задачи:
1). определить, что делает задания PISA более трудными, для российских школьников, чем для школьников из других стран;
2). оценить вклад предметно-специфических знаний и общих умений (general problem solving) в решение незнакомых, комплексных и не-рутинных задач (на примере, PISA);
3). определить, какие факторы, исходящие из типа самих задач, помогают и мешают школьникам репрезентировать их структуру наиболее полезным для решения способом;
4). идентифицировать самые трудные когнитивные этапы в решении комплексных (типа PISA) задач,
5). определить роль помощи, оказанной на разных этапах решения проблемы, в прохождении всех или отдельных этапов решения проблем;
6). оценить эффект мотивирования учащихся в ходе теста на его результаты и эффект гендерных стереотипов на достижения учащихся по математике.

Направление 2.
Характеристики, установки руководителей школ и учителей, преподавательские практики и академические достижения учащихся старших классов.

Современные исследования в области образования показывают, что разброс в уровне подготовки учащихся имеет различные причины. При этом с точки зрения образовательной практики предельно важным является вопрос о связи с учебными достижениями учащихся характеристик основных агентов образовательного поля: руководителей образовательных учреждений и учителей. Интерес вызывают не только аскриптивные характеристики агентов, но и их установки и применяемые ими практики. Другую проблему составляет преломление в установках и практиках разных агентов (руководства школой, учителей) восприятия культурного капитала семей учащихся. По данным PISA и TIMSS в России велика доля учеников, не достигших минимального уровня освоения программы, и мала доля учеников, напротив, освоивших программу на самом высоком уровне. Это говорит о том, что современная российская школа не достаточно эффективно работает именно с наиболее мотивированной, пользующейся поддержкой семьи частью учеников. Наконец, в работах, посвященных исследованию эффективности образования, особенное внимание уделяется обучению переносу знаний в новую ситуацию и установкам учителей на проблемное обучение. Однако большинство этих исследований было проведено на небольшой и зачастую нерепрезентативной выборке и имеют проблемы с внешней валидностью. Кроме того, результаты этих исследований не позволяют в полной мере ответить на вопрос о наличии специфичных учительских практик, определяющих способность учащихся использовать предметные знания в ином контексте.

Цель исследования: изучить установки основных агентов образования (учителей и администрации школ) относительно деятельности школы и установки учителей математики относительно преподавания предмета, а также связь характеристик учителей и образовательных результатов учащихся.

Задачи:
1). изучить видение агентами образовательного поля (администрацией и преподавателями) целей, задач образования и представления об успешности работы учебного учреждения;
2). изучить различение агентами образовательного поля учащихся по культурному и экономическому капиталу семьи и перенос этого различения в задачи школы, учителя и в практики преподавания;
3). изучить практики и установки учителей математики в отношении заданий практического характера; 
4). проанализировать связь характеристик и практик учителей с образовательными результатами учащихся.

Направление 3.
Развитие позитивного отношения к учебным предметам как фактор академических достижений и профессионального самоопределения.

В настоящее время наблюдается устойчивый интерес к процессу профессионального самоопределения молодежи. В России процесс выбора профессии зачастую обусловлен сложившимися стереотипными установками и конъюнктурой образовательных возможностей в отношении специальностей (что является престижным, материально выгодным или доступным). Выбор профессии во многом является ситуативным, не связанным с реальными интересами и способностями детей. Однако, исследования показывают, что те студенты, которые руководствовались при выборе специальности главным образом собственными интересами и способностями, в дальнейшем более позитивно оценивают свое обучение и более уверены в отношении будущей карьеры (Попов, Тюменева, Кузьмина, 2012).
В связи с этим, понимание процесса профессионального самоопределения, который начинается в школе, невозможно без оценки мотивов, представлений школьников о себе, своих способностях и отношения к предмету в целом. 

Цель исследования: оценить особенности формирования позитивного отношения к предметам в школе и их связь с профессиональным самоопределением.

Задачи:
1). выделить учительские и школьные характеристики, связанные с формированием позитивного отношения к предметам (математике и естественным наукам)
2). ценить эффект (прямой и непрямой) самооценки и интересов для дальнейших академических достижений и выбора профессиональной траектории
3). провести анализ валидности и надежности шкалы вовлеченности в процесс профессионального самоопределения
4). оценить связь школьных факторов с вовлеченностью в процесс профессионального самоопределения
5). осуществить сбор данных преподавателей учреждений НПО, СПО, успеваемости учащихся НПО и СПО – участников лонгитюда, учебных планов и контекстных данных учреждений НПО и СПО.