• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты 2016 года

1)     Проект с Департаментом образования города Москвы  «Определение потенциальных способов улучшения результатов PISA на основе международного и российского опыта»

Руководитель А.Б. Захаров

Цель проекта: выявление потенциальных механизмов повышения результатов 15-летних учащихся в международном мониторинге качества образования PISA.

Направление 1. Определение специфических общекогнитивных и предметных дефицитов московских школьников, снижающих их успешность в PISA.

Описаны умения, на оценку которых направлены задания PISA. Выявлены и описаны общекогнитивные и содержательные дефициты московских школьников в математическом образовании, сформирован перечень умений, которые требуют особой поддержки со стороны методистов и учителей для успешного решения задач PISA. Согласно данным, полученным в серии экспериментальных исследований, главные затруднения, которые испытывают московские школьники при решении заданий PISA, заключаются в том, что контекст обыденной жизни не воспринимается учащимися как подходящий для применения математических знаний. Даны общие рекомендации, адресованные методистам, авторам учебников,  учителям, относительно стратегии выстраивания учебной деятельности с моделированием.

Направление 2. Анализ видеозаписей уроков математики в 9 классах и анализ интервью с учителями математики для описания существующей практики использования текстовых задач  в формате PISA на уроках

Проведен анализ видеозаписей 25 уроков алгебры и геометрии в 8 и 9 классах. Анализ выполнен по следующим параметрам: тема уроков, структура уроков и рациональность используемого времени; используемое оборудование и информационное обеспечение; виды и формы деятельности учащихся на уроке; место, содержание и прикладной характер решаемых задач. Результаты показывают, что на уроках математики в средней школе учителя в большинстве случаев используют псевдоприкладные задания:  текстовые, сюжетные задачи, условие которых уже фактически переведено на математический язык. Кроме того, формулировки большинства прикладных заданий были стандартными и привычными для учащихся, а также предполагали использование знакомого алгоритма решения. Кроме того, проведен анализ установок учителей математики на эмпирическом материале 28 интервью. По данным интервью, в представлении учителей математики прикладные задачи занимают вторичную и вспомогательную роль по отношению к основному теоретическому материалу по математике.

Направление 3. Анализ интервью с директорами и завучами ряда школ Прибалтийских стран (Эстония, Латвия), значительно укрепивших свои позиции в тесте PISA c 2006 по 2012 год, изучение опыта реорганизации направлений работы русскоязычных школ в этих двух странах

Проведен анализ серии глубинных интервью с директорами и завучами русскоязычных школ в Эстонии (семь школ) и Латвии (шесть школ). На основе анализа интервью подготовлено описание опыта реорганизации направлений работы школы, позволившей, по оценкам опрошенных информантов, добиться улучшения результатов в тесте PISA. Во-первых, это включение в учебники и в классную работу значительного количества задач в «стиле PISA»  и большего количества нетекстовой информации, в том числе различные графики и таблицы. Во-вторых, интенсификация развития навыков функционального чтения. В-третьих, переход на все большее применение практик формирующего оценивания и индивидуализации обучения, учет интересов и способностей учеников. В-четвертых, проведение уроков по определенным темам вне школы – посещение тематических занятий в музеях, парках, на промышленных объектах, на экскурсиях. Наконец, применение подходов активного обучения, групповая работа внутри отдельных уроков и участие в межпредметных проектах.

Направление 4. Описание методических приемов обучения, которые будут способствовать дальнейшему переносу изучаемого  материала и приобретаемых предметных знаний в новый контекст, в том числе в контекст реальной жизни

На основе анализа результатов зарубежных и российских исследований (более 60) сопоставлены концепции моделирования и трансфера,  объясняющие применение изученного в новых ситуациях. Описаны психологические процессы, задействованные в применении знаний в новой ситуации. Проанализированы методические приемы обучения, помогающие школьникам применять изучаемые математические концепции в новых контекстах.  Обзор исследований показал, что анализ структуры задачи, и сопоставление моделей задачи, данных в разных «репрезентационных» системах, полагаются ключевыми действиями для успешного применения знаний.

Направление 5. Сопоставительный анализ результатов PISA 2012 и ЕГЭ 2014 московских и российских школьников на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»

Проведен  сопоставительный анализ результатов PISA 2012 (баллы и процент решаемости заданий) и ЕГЭ 2014 московских и российских школьников на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии».  Анализ проведен с учетом характеристик экономического (уровень материального благополучия) и культурного капитала семьи (уровень образования матери, частота общения дома на русском языке, количество книг дома). Выявлено, что преимущество учащихся Москвы в образовательных результатах по математике в значительной степени обусловлено различиями в указанных выше характеристиках учащихся.

Направление 6. Сопоставительный анализ характеристик учебного процесса и учителей в школах Москвы и РФ – участников лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»

На данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» сопоставлены характеристики учебного процесса и учителей в школах Москвы и РФ. Описаны характеристики учителей и образовательного процесса, значимо различающиеся в школах Москвы и других крупных городов РФ. Ученики московских школ чаще отмечают, что их учителя хорошо управляют классом, и реже ориентируются на учеников. Также учителя московских школ уделяют меньше времени в классе на задания, не связанные с ГИА, чаще имеют высшую категорию и отличаются от учителей немосковских школ полученной специальностью. Эти характеристики значимо связаны с баллом учащихся по математике. Отдельные характеристики показали достаточно сильную связь с результатами учащихся, но не показали статистически значимых различий между школами Москвы и других крупных городов РФ. Среди них частота организации работы с целым классом и культурный капитал учителя. Анализ не показал, что различия в результатах учащихся школ Москвы и других городов РФ обусловлены различиями в характеристиках учебного процесса или учителей.

Направление 7. Проведение семинара с учителями математики и сотрудниками методических объединений

Проведен семинар «Практики преподавания математики, способствующие повышению результатов PISA» в рамках международной конференции “20 лет участия России в международных исследованиях качества общего образования”. В семинаре приняли участие учителя математики и методисты.

 

2)     Проект с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки  «Углубленный анализ результатов России в международных исследованиях качества общего образования для совершенствования содержания, технологий и организационных форм общего образования»

Руководитель А.Б. Захаров

Цель проекта: проведение углубленного анализа результатов Российской Федерации в международных обследованиях качества школьного образования

В результате работы (а) были выделены типы математических заданий, наиболее трудных и наиболее легких для российских учащихся, (б) проанализировано территориальное и социальное неравенство результатов учащихся в TIMSS и PISA в международном сопоставлении в динамике за 2000е гг., (в) соотнесено содержание российских рабочих программ по алгебре и геометрии за 8 и 9 класс с содержанием тестов TIMSS и PISA, (г) описаны различия в содержании и форме заданий в тестах TIMSS 8 класс, PISA  и ОГЭ по математике, (д) проанализированы характеристики и практики учителей, связанные с результатами российских учащихся в TIMSS и PISA, (е) с опорой на проделанный анализ и обзор релевантной литературы была разработана программа дальнейшего углубленного и дополнительного анализа результатов международных исследований качества общего образования для совершенствования содержания, технологий и организационных форм общего образования.

 

3)     Проект ЦФИ «Факторы качества образования, образовательные результаты и социальное неравенство»

Руководители: М.Карной, И.Д. Фрумин

 Цели проекта:

‒       детальный углубленный анализ жизни российской общеобразовательной школы

‒       выявить основные сходства и различия в характеристиках преподавателей общеобразовательных дисциплин, используемых ими образовательных практиках в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

‒       расширить понимание того, каким образом неравенство в образовании воспроизводится/не воспроизводится на пересечении социальных позиций и образовательных практик.

‒       оценить особенности выбора учебного заведения и специальности учащимися с разным уровнем развития математических конструктов (интереса, самооценки, тревожности) и особенности развития этих конструктов в старшей школе и во время обучения в вузе

Направление 1. Анализ жизни российской общеобразовательной школы.  Характеристики преподавателей общеобразовательных дисциплин, используемых ими образовательных практиках в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях

Выделены и описаны факторы, связанные с позиционированием школ, среди которых характеристики, в большей степени зависящие от администрации школ (идеалы директора и стиль его руководства, иерархичность отношений в школе, специфика управления образовательным процессом, распределение ролей и обязанностей между директором и завучами, традиции школы), а также особенности среды (размер школы, социокультурные особенности контингента). Проанализированы основные образовательные метафоры, используемые администрацией школ и определяющие позиционирование: рыночная (школа как исполнитель услуг), функциональная (школа как часть образовательной системы), институционалистская (школа как социальный институт). Исходя из ориентации на различные цели, ресурсы и акторов, выделены и описаны четыре типа позиционирования: конкурентоспособные школы, конформные школы, хорошие (дружелюбные, атмосферные) школы, социокультурные центры. Кроме того, описано содержание и типы взаимодействия школы с семьей. Выделено области наиболее распространенного взаимодействия (спонсорская и хозяйственная помощь, организация мероприятий, помощь в контроле за детьми) и наиболее редкого взаимодействия (участие родителей в распределении стимулирующих доплат учителям, составлении учебного плана, составлении плана развития школы). 

Проанализированы особенности использования практик обучения на уроках математики в старших классах. Выделен наиболее распространенный формат демонстрации связи математики с жизнью - текстовые задачи, заимствованные в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ. Описано особенности выстраивания на уроках математики междисциплинарных связей (преимущественная ориентация на физику, строительство и дизайн; преобладание умозрительных конструкций и связей, отсутствие отсылки к личному жизненному опыту учащихся).

Проанализировано различие характеристик преподавателей и особенностей образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и общеобразовательных школах. Показано, что школьник, по сравнению со студентом ссуза, с большей вероятностью будет обучаться математике у педагога, более опытного, с большим культурным капиталом, чаще использующего конструктивистские практики, чем студент ссуза. Школьники чаще описывают математическим языком события повседневной жизни, применяют математические правила для решения жизненных задач, чаще работают с заданиями ЕГЭ, тогда как студенты ссузов чаще тренируются решать стандартные задачи. В ссузах чаще делят студентов на группы в зависимости от уровня их подготовки, они чаще выполняют проектную работу. Выявлено, что неравный доступ учащихся к образовательным ресурсам в школах выражен более ярко, чем в учреждениях НПО/СПО. 

Направление 2. Неравенство в образовании на пересечении социальных позиций и образовательных практик

Проанализирована связь дохода и отношения к работе с образовательными практиками и результатами образования. Показано, что образовательные результаты в виде уровня оконченного формального образования, а также участие в программах дополнительного образования и интенсивный поиск информации в Интернете для задач саморазвития как социокультурная практика положительно связаны с последующей заработной платой и общей удовлетворенностью работой. Уровень полученного образования и Интернет активность для поиска информации также связаны с удовлетворенностью условиями труда. Выявлено, что характер обнаруженной связи неоднороден и зависит от материальной обеспеченности респондентов.

Описаны типы общеобразовательных учреждений, работающих с учащимися из семей с низким социально-экономическим положением (резильентные школы, гнезда резильентности и нерезильентные школы). Проанализированы факторы, связанные с резильентностью - повышенными академическими результатами учеников из семей с низким СЭП. На индивидуальном уровне это отношение к школе и к предмету. Среди школьных факторов  выделены ожидания учителя по мнению ученика, эффект сверстников, повышенный статус школы. Оценена связь указанных факторов с академическими достижениями учащихся.

На российских данных оценены первичный (непрямой, через академические достижения учащихся) и вторичный (прямой) эффекты культурного капитала на выбор учащимися образовательной траектории после 9 класса. Выявлены различия в механизмах неравенства доступа в 10 класс, действующих в обычных и селективных школах. Описано гендерное неравенство.  


Направление 3. Особенности выбора учебного заведения и специальности учащимися с разным уровнем развития математических конструктов (интереса, самооценки, тревожности)

В результате анализа уточнена модель взаимодействия между математическими достижениями, интересом, тревожностью и самооценкой. Выявлено, что к концу средней школы девочки имеют более низкие показатели в понимании важности и нужности изучения в математике и математической самооценке. Причем эти различия между мальчиками и девочками увеличиваются от 8-го к 9 классу. Инструментальная мотивация имеет значимый отрицательный эффект на дальнейшие математические достижения при контроле самооценки и мотивации только для девочек, что может быть связано с увеличением математической тревожности. С другой стороны, возможно, что инструментальная мотивация имеет непрямой эффект на математические достижения. К неожиданным результатам также можно отнести то, что математический интерес не связан с математическими достижениями. Возможно, что математический интерес может не иметь прямого эффекта, но иметь непрямой эффект.

Анализ мотивации при выборе различных специальностей показал, что девочки, для которых при выборе специальности важен интерес, не выбирают инженерно-технические специальности. Также девочки, обучающиеся на этих специальностях, оценивают свой опыт обучения ниже, чем мальчики и чем девушки, обучающиеся на других специальностях.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.