• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты 2018 года

(1) Проект ЦФИ «Характеристики школ и учителей,  образовательные результаты учащихся и выбор образовательных траекторий  в контексте социального неравенства» (ТЗ-77)

Руководители: Захаров А. Б., Карной М.

Направление 1. Анализ потенциальных механизмов воспроизведения социального неравенства в системе образования.

Одной из ключевых задач образовательной политики в развитых странах в последние годы является снижение неравенства образовательных возможностей учащихся из разных социальных групп. Социальное неравенство в образовании может воспроизводиться, прежде всего, через неслучайное распределение учащихся по образовательным траекториям. Образовательные траектории в свою очередь связаны с различиями в доступе к образовательным ресурсам и во многом обуславливают как образовательные результаты детей в школе, так и дальнейшие жизненные шансы и возможности социальной мобильности.

Задачи:

  • Описать механизмы, опосредующие связь между социальным происхождением и академическими достижениями учащихся в школе;
  • Проанализировать факторы высокой успеваемости и выбора образовательных траекторий учащихся с низким социальным происхождением;
  • Описать региональные различия в результатах учащихся и связь региональных характеристик с образовательными результатами школьников;
  • Выявить механизмы, опосредующие связь между социально-экономическим положением семьи и результатами индивидов во взрослой жизни.

Направление 2. Анализ особенностей использования учителями практик преподавания математики как фактора дифференциации образовательных результатов учащихся.

Согласно имеющимся данным, распределение учащихся по учителям с разным опытом и стилем преподавания не случайно, а связано с социально-экономическим положением семей. В итоге в классах, различающихся по социальному составу детей, учителя могут использовать разные практики преподавания и в разной степени вовлекать учеников в процесс обучения. Может создаваться ситуация неравенства возможностей когнитивного роста учащихся за счет закрепления паттернов коммуникативных стратегий. Все это может свидетельствовать о воспроизводстве социального неравенства через практики обучения.

Задачи:

  • Проанализировать склонность учителя к рутине и ее связь с профессиональными характеристиками, используемыми практиками преподавания и образовательными результатами учащихся;
  • Определить добавленную стоимость (value added) практик преподавания математики на результатах международных исследований TIMSS, PISA  и баллах ЕГЭ;
  • Выявить и описать практики вовлечения учащихся в процесс обучения как фактор воспроизводства неравенства возможностей когнитивного роста.


(2) Проект ЦФИ «Денежные и немонетарные неравенства в современных обществах: объективное состояние и субъективное восприятие населением» (ТЗ – 144)

Руководители: Овчарова Л. Н., Гимпельсон В. Е., Шишкин С. В., Фрумин И. Д.

В рамках проекта будет описывается неравенство образовательных возможностей учащихся, выбор ими тех или иных образовательных траекторий, а также описываются механизмы и практики государственной политики по снижению неравенства в образовании. Многие страны рассматривают равенство образовательных возможностей как важный аспект качества образования. Однако в современной России это становится темой для обсуждения только в последние несколько лет. Полученные за это время данные пока достаточно фрагментарны, затрагивают отдельные ступени и не описывают всей «карты» образовательного неравенства в стране. Изучение неравенства в выборе образовательных траекторий и анализ успешных механизмов государственной политики по выравниванию образовательного неравенства будет способствовать разработке эффективных мер, ориентированных на повышение доступа к качественному образованию для представителей разных социальных групп.

В рамках проекта Лаборатория выполняет следующие задачи:

  • Оценка проявлений социального неравенства на разных ступенях образования;
  • Сопоставление горизонтальной дифференциации системы высшего образования с дифференциацией социального положения разных групп обучающихся;
  • Анализ субъективного восприятия учителями и администрацией школ социальных различий учащихся.

 
(3) Прогнозирование успешности обучения детей в системе начального образования (Грант РНФ  № 16-18-10401)

Руководитель: Е.Ю. Карданова

Учебные достижения учеников являются важным показателем эффективности школьного обучения, однако это сложный конструкт, зависящий от комплекса факторов, имеющих разную природу. Условно эти факторы можно разделить на индивидуальные и средовые. К индивидуальным факторам относятся когнитивные способности ученика, его учебные навыки, мотивацию, социальное и личностное развитие. К средовым факторам относятся особенности семьи (уровень образования родителей и др., практики воспитания, вовлеченность), и школы (установки и педагогические практики учителей, ресурсы школы, композиция класса и пр.). Выявление роли каждого из этих факторов по отдельности и их взаимодействия для успешности обучения особенно важно в «критические» моменты школьного образования, одним из которых являет период обучения в начальной школе.

Целью данного проекта является прогнозирование успешности обучения, чтобы вовремя оказывать школьникам и учителям необходимую поддержку, тем самым повышая их достижения.

В рамках проекта Лаборатория выполняет следующую задачу:

  • Анализ различий в вовлеченности родителей с разным уровнем культурного капитала в обучение детей чтению и связи читательской грамотности учащихся с культурным капиталом семьи и вовлеченностью родителей в обучение чтению;
  • Оценка связи школьных факторов (характеристик учителей и практик преподавания) с читательской грамотностью детей из семей с разным культурным капиталом.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.