Проекты 2018 года
(1) Проект ЦФИ «Характеристики школ и учителей, образовательные результаты учащихся и выбор образовательных траекторий в контексте социального неравенства» (ТЗ-77)
Руководители: Захаров А. Б., Карной М.
Направление 1. Анализ потенциальных механизмов воспроизведения социального неравенства в системе образования.
Одной из ключевых задач образовательной политики в развитых странах в последние годы является снижение неравенства образовательных возможностей учащихся из разных социальных групп. Социальное неравенство в образовании может воспроизводиться, прежде всего, через неслучайное распределение учащихся по образовательным траекториям. Образовательные траектории в свою очередь связаны с различиями в доступе к образовательным ресурсам и во многом обуславливают как образовательные результаты детей в школе, так и дальнейшие жизненные шансы и возможности социальной мобильности.
Задачи:
- Описать механизмы, опосредующие связь между социальным происхождением и академическими достижениями учащихся в школе;
- Проанализировать факторы высокой успеваемости и выбора образовательных траекторий учащихся с низким социальным происхождением;
- Описать региональные различия в результатах учащихся и связь региональных характеристик с образовательными результатами школьников;
- Выявить механизмы, опосредующие связь между социально-экономическим положением семьи и результатами индивидов во взрослой жизни.
Направление 2. Анализ особенностей использования учителями практик преподавания математики как фактора дифференциации образовательных результатов учащихся.
Согласно имеющимся данным, распределение учащихся по учителям с разным опытом и стилем преподавания не случайно, а связано с социально-экономическим положением семей. В итоге в классах, различающихся по социальному составу детей, учителя могут использовать разные практики преподавания и в разной степени вовлекать учеников в процесс обучения. Может создаваться ситуация неравенства возможностей когнитивного роста учащихся за счет закрепления паттернов коммуникативных стратегий. Все это может свидетельствовать о воспроизводстве социального неравенства через практики обучения.
Задачи:
- Проанализировать склонность учителя к рутине и ее связь с профессиональными характеристиками, используемыми практиками преподавания и образовательными результатами учащихся;
- Определить добавленную стоимость (value added) практик преподавания математики на результатах международных исследований TIMSS, PISA и баллах ЕГЭ;
- Выявить и описать практики вовлечения учащихся в процесс обучения как фактор воспроизводства неравенства возможностей когнитивного роста.
(2) Проект ЦФИ «Денежные и немонетарные неравенства в современных обществах: объективное состояние и субъективное восприятие населением» (ТЗ – 144)
Руководители: Овчарова Л. Н., Гимпельсон В. Е., Шишкин С. В., Фрумин И. Д.
В рамках проекта будет описывается неравенство образовательных возможностей учащихся, выбор ими тех или иных образовательных траекторий, а также описываются механизмы и практики государственной политики по снижению неравенства в образовании. Многие страны рассматривают равенство образовательных возможностей как важный аспект качества образования. Однако в современной России это становится темой для обсуждения только в последние несколько лет. Полученные за это время данные пока достаточно фрагментарны, затрагивают отдельные ступени и не описывают всей «карты» образовательного неравенства в стране. Изучение неравенства в выборе образовательных траекторий и анализ успешных механизмов государственной политики по выравниванию образовательного неравенства будет способствовать разработке эффективных мер, ориентированных на повышение доступа к качественному образованию для представителей разных социальных групп.
В рамках проекта Лаборатория выполняет следующие задачи:
- Оценка проявлений социального неравенства на разных ступенях образования;
- Сопоставление горизонтальной дифференциации системы высшего образования с дифференциацией социального положения разных групп обучающихся;
- Анализ субъективного восприятия учителями и администрацией школ социальных различий учащихся.
(3) Прогнозирование успешности обучения детей в системе начального образования (Грант РНФ № 16-18-10401)
Руководитель: Е.Ю. Карданова
Учебные достижения учеников являются важным показателем эффективности школьного обучения, однако это сложный конструкт, зависящий от комплекса факторов, имеющих разную природу. Условно эти факторы можно разделить на индивидуальные и средовые. К индивидуальным факторам относятся когнитивные способности ученика, его учебные навыки, мотивацию, социальное и личностное развитие. К средовым факторам относятся особенности семьи (уровень образования родителей и др., практики воспитания, вовлеченность), и школы (установки и педагогические практики учителей, ресурсы школы, композиция класса и пр.). Выявление роли каждого из этих факторов по отдельности и их взаимодействия для успешности обучения особенно важно в «критические» моменты школьного образования, одним из которых являет период обучения в начальной школе.
Целью данного проекта является прогнозирование успешности обучения, чтобы вовремя оказывать школьникам и учителям необходимую поддержку, тем самым повышая их достижения.
В рамках проекта Лаборатория выполняет следующую задачу:
- Анализ различий в вовлеченности родителей с разным уровнем культурного капитала в обучение детей чтению и связи читательской грамотности учащихся с культурным капиталом семьи и вовлеченностью родителей в обучение чтению;
- Оценка связи школьных факторов (характеристик учителей и практик преподавания) с читательской грамотностью детей из семей с разным культурным капиталом.