Проекты 2019 года

Исследование эффективности использования цифровой образовательной платформы “Яндекс.Учебник”

Руководители: Захаров А. Б., Лоялка П. К.

Цель исследования - анализ особенностей внедрения и использования учителями начальной школы электронных образовательных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Впервые в современной России использован «золотой стандарт» оценивания эффектов в школьном образовании – масштабный эксперимент. Случайным образом определялось, кто из участников в каких экспериментальных условиях окажется. Обычные «срезовые» исследования не позволяют «очистить» изучаемый эффект от многих сторонних факторов – в итоге бывает сложно определить, что именно повлияло на результаты. Случайное распределение позволяет решить эту проблему.

В экспериментальных группах школьники выполняли домашние задания по математике и русскому языку с помощью сервиса Яндекс.Учебник (содержит более 35 тысяч заданий для начальной школы), используя смартфоны и компьютеры. В контрольной группе домашние задания делали более традиционным способом. Психометрики Инобра сравнивали результаты обеих групп за два цикла тестирования с помощью комплекса современных инструментов iPIPS+.

Как показывают результаты, выполнение электронных заданий положительно влияет на образовательные результаты, и у школьников сохраняется более высокий интерес к учебе. Во-вторых, наибольшую пользу новые технологии могут принести отстающим ученикам: именно у них зафиксирован наибольший рост результатов. В-третьих, мы не обнаружили, чтобы работа с электронными заданиями увеличила нагрузку на учителей: они не тратили больше времени на подготовку к урокам и проверку домашних заданий. В то же время они стали чаще обращаться в работе и к другим цифровым ресурсам – не только к тем, которые были задействованы в эксперименте.

Подробные результаты в презентации:

Яндекс.Учебник (PDF, 3.13 Мб) 

 

Проект ЦФИ «Механизмы социального неравенства в школьном образовании» (ТЗ-71)

Руководители: Захаров А. Б., Карной М.

Цель научного исследования - анализ каналов действия и воспроизводства социального неравенства на разных ступенях школьного образования.

результаты исследования:

Межстрановой анализ показал, что образовательные стратегии родителей, связанные с обучением детей чтению до школы, не всегда однозначно зависят от культурного капитала семьи, хотя наиболее эффективные для читательской грамотности детей стратегии (неформальное обучение: чтение книг, рассказывание историй, обсуждение прочитанного) используются преимущественно родителями с высоким культурным капиталом в большинстве стран.

Выбор интенсивности обучения чтению в семьях с высоким культурным капиталом связан с длительностью прохождения детьми дошкольного образования – родители пытаются компенсировать нехватку институционального образования и больше заниматься с детьми, используя неформальное обучение. Мы не наблюдаем стратегии компенсации у матерей без высшего образования. Этот результат дополняет дискуссию о социальных различиях в стилях родительства (Аннет Ларо) описанием роли образовательных институтов.

Подтверждена гипотеза о социально-экономических и гендерных смещениях в ожиданиях учителей относительно образовательных результатов учащихся. Учителя склонны переоценивать результаты девочек, рассматривая их как более усидчивых или старательных. Результаты детей из семей с высоким культурным капиталом чаще недооцениваются. Это наблюдение поясняет – через ожидания учителей, как может создаваться эффект «стеклянного потолка», благодаря которому российские школьники с высоким культурным капиталом показывают в международных исследованиях TIMSS и PISA результаты ниже, чем их сверстники с равным культурным капиталом в других странах.

Показано, что практики преподавания, направленные на развитие когнитивных навыков низкого порядка (комплекс действий учителя во время работы в классе, развивающих запоминание, понимание и применение информации), положительно связаны с математическими достижениями учащихся только из семей с низким социально-экономическим статусом. При этом практики преподавания, развивающие когнитивные навыки высокого порядка (связаны с решением нетипичных и незнакомых задач), повышают результаты учеников по математике вне зависимости от их социально-экономического статуса. Эффект практик преподавания также зависит от видов математической деятельности: практики преподавания, направленные на когнитивные навыки высокого порядка, менее эффективны для навыков интерпретации по сравнению с навыками формулирования и применения.

Проанализирована значимость социально-экономической композиции школы (состава детей по их социально-экономическому статусу) для образовательных результатов и для выбора образовательной траектории. Высокая концентрация учащихся с низким социально-экономическим статусом в школе приводит к получению учениками низких результатов и выбору неакадемической образовательной траектории. Из контекстных условий для образовательных результатов в большей степени имеет значение тип населенного пункта, в котором располагалась школа, как показатель возможностей образовательной инфраструктуры. Для выбора академической траектории большее значение имеют академические притязания одноклассников - «эффект сверстников».По окончании основной школы учащиеся с высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в 10-11 классах по сравнению с учениками с более низким статусом, но равным уровнем успеваемости. По окончании средней школы высокий социально-экономический статус проявляется в более частом выборе селективных (с высоким пропускным баллом) вузов. Помимо различий в уровне притязаний, с выбором траектории связаны структурные факторы: обучение в гимназиях и лицеях, а также в городских школах, где больше детей из семей с высоким социально-экономическим статусом, увеличивает шансы поступить в университет, и в особенности в селективный университет.

Территориальное неравенство в образовании ярко проявляется в выборе детьми академической траектории после 9 класса и результатах ЕГЭ. В последние годы разрыв между регионами в доле детей, оставшихся в старших классах школы увеличивается за счет снижения этого показателя в менее социально-экономически развитых территориях, где поступление в вуз сопряжено с более высокой конкуренцией за места, переездом и дополнительными финансовыми затратами. Институциональным фактором, связанным с траекторией учащихся могут быть апробируемые в регионах образовательные реформы. Неравенство в выборе траектории накладывается на относительно большое социально-экономическое неравенство, что способствует росту межрегиональных различий в образовательных результатах выпускников.

Таким образом, полученные результаты вносят значимый вклад в научную дискуссию на международном уровне и дополняют существующие теории неравенства в образовании. Также результаты исследования важны для формирования образовательной политики в Российской Федерации. 

 

Аналитическое сопровождение продвижения российских инициатив в рамках деловой программы WorldSkills Kazan 2019

Заказчик: Союз «Молодые профессионалы» (ВорлдСкиллс Россия)
Исполнитель: Ларина Г. С.

Результаты исследования

Разработка и апробация пилотного инструмента сопоставления национальных систем средне-профессионального образования с использованием методологии Ворлдскиллс». Были предложены механизмы для развития системы оценки навыков и компетенций тех молодых специалистов, которые выходят на рынок труда после получения среднего образования.

Подробные результаты в презентации:

Worldskills 2019 (PPTX, 4.86 Мб)