Проекты 2020

В 2020-ом году в методологическом фокусе Лаборатории находятся исследования, проведенные с использованием экспериментального дизайна.

Проект ЦФИ «Стратегии, барьеры и факторы включения цифровых средств обучения в образовательный процесс учителями начальных классов» (ТЗ-86)

Руководитель проекта: Лоялка П. К.

Цель исследования: анализ особенностей внедрения и использования учителями начальной школы электронных образовательных ресурсов.

Задачи исследования:
  1. Описание особенностей использования учителями начальной школы в обучении цифровых средств в целом и электронной платформы Яндекс.Учебник в частности;
  2. Изучение связи различных аспектов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе с характеристиками учителей (например, склонностью к рутине и общим опыте использования цифровых средств) и школ (например, материально-техническим обеспечением и типом школы);
  3. Выявление и описание стратегий включения учителями новых цифровых средств в образовательный процесс;
  4. Описание механизмов и факторов использования электронных образовательных ресурсов учителями в учебном процессе.
Результаты исследования:
  1. Опрошенные учителя использовали цифровые средства в крайне ограниченном формате, в основном заменяя свои традиционные практики – то, что в теории SAMR считается «замещением», самой первой ступенью цифровизации. Например, вместо обычных записей на доске они стали делать презентации, которые можно использовать много раз. В то же время переводить даже рутинные задачи в незнакомые ранее форматы учителя опасаются - они не доверяют электронным платформам проверку домашних заданий или самостоятельных работ, и дают задания с использованием цифровых ресурсов чаще хорошо успевающим ученикам. При этом показано, что электронные платформы в общем и Яндекс.Учебник, в частности, более эффективны как раз для учащихся с низкой успеваемостью
  2. Материально техническое обеспечение школы не играет роли в интенсивности использования учителями цифровых технологий в образовании - гораздо более важным фактором является такая личностная черта учителя, как сопротивление переменам. В то же время для использования цифровых ресурсов вне работы, в личных целях, сопротивление переменам не является барьером. Даже обладая высоким уровнем навыков использования ИКТ, учителя не стремятся их применять на работе, меняя при этом привычный процесс обучения, но вне работы, где нет рутины и отчетности, они готовы расширять свои познания в сфере цифровых технологий. В то же время возраст учителя, который ранее показывал отрицательную связь в исследованиях, при контроле сопротивления учителя переменам никак не связан с использованием цифровых технологий.
  3. Было выделено три стратегии включения: регулярное использование с перерывом на каникулы (что соответствовало требованиям, которые предъявлялись учителям), поздний старт и разовое включение. Можно предположить, что педагоги, не соблюдавшие необходимые требования, представляют собой, в терминах Роджерса, группы «позднего большинства» и «отстающих». Эти группы были представлены достаточно значительным числом учителей - даже в благоприятных условиях для внедрения инновации и при поддержке со стороны администрации на них приходилось чуть меньше половины от общего числа респондентов.
  4. Сопротивление переменам по-прежнему играет определенную роль в своевременном включении новых технологий в рутину: учителя с более высоким уровнем сопротивления чаще использовали стратегию «поздний старт», неохотно меняя свою рутину, но не отказываюсь от изменений полностью. Другим важным фактором стала оценка директором недостаточности числа компьютеров с доступом к интернету, даже при контроле этого количества.