• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве

14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.

14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.

Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО  Людмилы Вербицкой  и заместителя председателя совета федерального проекта «Крепкая семья», председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академика РАО, заведующего Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артура Реана.

В своем выступлении  Артур Реан  подчеркнул актуальность и важность темы родительского просвещения. "Основная социализация ребенка проходит в семье, поэтому важно, чтобы родители обладали хорошими компетенциями в сфере психологии и воспитания. Важным является налаживание взаимодействия между семьей и школой, это – залог эффективности  родительского просвещения. Также необходимым является задействование в контакте с родителями  психологической службы системы образования", - отметил Артур Реан.

В своем докладе директор Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова  рассказала о социальной ситуации, в которой родители воспитывают детей сегодня. Ее характерными особенностями являются малодетность, возросшее число повторных браков и повышающаяся роль нуклеарной семьи вместе со снижением связей со старшим поколением, в том числе, в вопросах воспитания детей и внуков. Современные образованные родители находятся в пространстве разнообразных моделей воспитания, что ставит их перед непростым выбором из множества практических рекомендаций, порой противоречащих друг другу. 

Было отмечено, что запрос родителей на дополнительную информацию о воспитании детей проявляется не только в появлении новых журналов и порталов в интернете, ориентированных именно на родителей, но и в появлении новых областей экспертизы (например, консультантов по грудному вскармливанию или слингоношению), а также в недоверии традиционным источникам знаний о родительстве – прародителям, врачам, педагогам. Все это характеризует современную ситуацию, в которой образовательные программы для родителей продолжают активно развиваться, подстраиваясь под изменившиеся нужды родителей.

Выступление Елизаветы Сивак, научного сотрудника Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ , было посвящено результатам масштабного исследования, проходившего в несколько этапов. Оно включило в себя как серию глубинных интервью, так и анкетирование более 2000 матерей и отцов (опрос был проведен в 2016 году и включал жителей городов-миллионников, средних и малых городов РФ). По результатам исследований можно говорить о том, что в целом городские родители довольно хорошо информированы о воспитании детей: они используют различные источники информации, часто обсуждают возникающие проблемы с родными и близкими, активно общаются в интернете. Однако ряд сложностей не удается решить лишь при помощи получения знаний и информации о воспитании. Так, родители испытывают тревогу и сомнения относительно правильности выбранных методов воспитания и особенно остро переживают невозможность проследить долгосрочный эффект от своих действий и понять, как именно то или иное их воздействие повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Это явление было названо исследователями эффектом «несомасштабности», так как конкретные, повседневные действия по воспитанию ребенка здесь и сейчас практически невозможно соотнести с масштабными и отсроченными эффектами в будущем, о которых тревожатся родители. Все это приводит к тому, что по результатам анкетирования, около 20% опрошенных респондентов чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания и заинтересованы в поддержке, как информационной, так и психологической.

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ  в заключение рассказала о важных принципах выстраивания психологической работы с родительской аудиторией. Во-первых, учитывая довольно высокий уровень информированности и образованности родителей, необходимо уделять особое внимание их личностной позиции и ресурсам (переживаниям, связанным с включением родительской роли в свою жизнь, самоэффективности – вере в то, что родитель сможет справиться с возможными сложностями, ответственности и т.д.).

Во-вторых, важно помнить, что при разработке образовательных программ для родителей речь идет об образовании взрослых людей. Такая ситуация предполагает выстраивание взаимоотношений «на равных», когда ведущий занятий, курсов и тренингов выстраивает отношения сотворчества и взаимного обмена успешным опытом.

После основного доклада состоялась дискуссия, в ходе которой члены Совета поддержали важность как проведения научных исследований педагогической культуры и практики родителей, так и разработку практических образовательных программ для родителей как перспективной формы поддержки семьи.

Заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, Член-корреспондент РАО, профессор Владислав Сериков обратил внимание на то, что достоинством представленного исследования является внимание к месту семьи в развитии и образовании ребенка. Без учета этих представлений и сотрудничества школы с семьей педагогическая деятельность сегодня не может быть эффективной.

Председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике, депутат Самарской Губернской Думы, региональный координатор проекта "Крепкая семья" в Самарской области Марина Сидухина подчеркнула, что невозможно представить воспитанного ребенка без воспитанного взрослого. Она указала, что при построении систем поддержки родителей необходимо учитывать вероисповедание, национальные особенности семей и различный менталитет территории субъектов РФ, а также разные возрасты детей с учетом "критических сроков взросления". Также Марина Геннадьевна предложила ввести раздел, посвященный образованию родителей в концепцию, разрабатываемую в рамках стратегической программы «Десятилетие детства».

Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Елена Вартанова, положительно оценила исследование и предложила обратить внимание на такую важную составляющую родительских компетенций как медиаграмотность.

Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов, региональный координатор проекта "Крепкая семья" в Орловской области Елена Астахова в своем выступлении затронула тему влияния СМИ на формирование представлений о семье в небольших городах. Понимая, что каждая семья, это своеобразный мир, в котором есть свои нормы, традиции, ценности, коллектив "Радио-Ливны" делает многое для формирования семейных ценностей, рассказывая положительные примеры из повседневной жизни людей, о том, как они справляются с трудностями, как помогают друг другу в семье, как проживают радостные и грустные события вместе, трудятся, отдыхают, что способствует укреплению семейных отношений. «Как воспитывать детей? Как помочь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию? Мы работаем на один результат - чтобы в Ливнах было комфортно жить, чтобы дети, которые родились и выросли в городе, хотели остаться в нем, рожать детей и строить будущее для себя и новых поколений».

Представитель Южного федерального университета Екатерина Ковш представила созвучный опыт организации Детского и Родительского университетов, осуществленный под руководством Донского Государственного технического университета. Данная практика позволяет привлекать специалистов из различных университетов региона для образовательной работы с детьми разного возраста. Одновременно осуществляется просвещение родителей «маленьких студентов». В будущем году планируется расширение работы, в том числе и за счет внедрения инклюзивного компонента.

Президент РАО Людмила Вербицкая также положительно отозвалась о представленном исследовании, обратив внимание на значение общего культурного развития современных родителей, в том числе и в сфере повышения и поддержания уровня грамотности и владения родным языком.

В заседании также приняли участие: региональный координатор проекта "Крепкая семья" в Кировской области, председатель «Благотворительного фонда имени Иоанна Богослова» Сусанна Аникитина-Юнгблюд, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Лариса Цветкова, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья» в Волгоградской области, депутат Волгоградской городской думы Иосиф Ефремов, представители федерального проекта "Крепкая семья" партии и др.

Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.