• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Круглый стол "Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт"

В рамках еженедельного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» в прошедший вторник, 17-го апреля, был проведен круглый стол по теме «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт». На круглом столе выступили ведущие эксперты в сфере педагогики, детской психологии, теоретики и практики школьного образования.

Ведущим круглого стола выступил академик РАО, профессор, Заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Александрович Реан. В своем выступлении он акцентировал внимание на школьных факторах насилия и агрессии, среди которых выделил высокий уровень прессинга, которому в современной школе подвержены и ученики, и учителя. Следствием этого является виктимизация детей и подростков, которые не демонстрируют высокой успеваемости и образовательных достижений. Также им была отмечена важность включения в число факторов эффективности школы критериев, связанных с тем, как школа работает над социализацией и воспитанием своих учеников. Представляется важным, чтобы показатели школьного климата также вошли в систему присвоения рейтингов школам, наряду с результатами ЕГЭ и другими образовательными показателями. Наконец, Артур Александрович обратил внимание участников круглого стола на то, что, несмотря на явную нехватку школьных психологов, для решения проблемы школьного насилия важно не просто увеличение их числа, но и проведение специальной подготовки, направленной на работу с детьми «группы риска», на разрешение ситуаций, связанных с травлей и агрессией. Подобное повышение квалификации важно проводить и для учителей, и других сотрудников школ.

Елена Николаевна Волкова, директор института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, обратила внимание на то, что освещая проблему школьного насилия, не стоит забывать и о распространенности насильственных действий со стороны педагогов по отношению к ученикам. Согласно данным исследований, проведенных ею и коллегами, почти 20% случаев школьного насилия попадают именно в эту группу. Среди причин подобного поведения среди учителей ею были названы как индивидуальные особенности педагога, так и нехватка у него соответствующих компетенций, т.к. в профильных вузах эта тематика практически не затрагивается. Также Елена Николаевна отметила, что наибольшее число учеников, которые в ситуации травли оказываются в категории «наблюдателей», то есть тех, кто видят, как издеваются над другим, но не вмешиваются, именно в тех школах, где сами педагоги занимают позицию невмешательства.

Владимир Самуилович Собкин, директор Института социологии образования РАО, обратился к результатам многолетних исследований взаимоотношений в рамках школьного коллектива, проведенных под его руководством. По его словам, в ситуации школьного насилия всегда спроецированы проблемы, являющиеся наиболее острыми для всего общества в целом в данный период времени. Часто - это проблемы, связанные с неопределенностью ценностных и моральных норм. С течением времени меняется конкретное содержание агрессивных актов, например, в какие-то моменты их становится больше на национальной почве; сейчас насилие уходит в пространство Интернета, однако, к сожалению, нельзя говорить о том, что его показатели снижаются.

Мария Александровна Новикова и Иван Александрович Коновалов, сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения, представили краткие результаты исследования распространенности буллинга и агрессивного поведения среди современных российских старшеклассников, проведенного Лабораторией в 2017-2018 учебном году. Уровень виктимизации среди подростков превышает 70% (хотя бы 1 столкновение с физической, вербальной травлей, социальной агрессией или кибербуллингом за последние 2 месяца), большая вероятность оказаться жертвой травли у учеников из семей с более низким уровнем дохода, в которых работает только мать, а также у детей с низкой успеваемостью по ведущим школьным дисциплинам. Уровень травли значимо ниже в школах, с более высокими показателями школьного климата, а именно - вовлеченностью учителей в учебный процесс, большей их эмоциональной доступностью для учеников, большим уровнем контактов между сотрудниками школы между собой, а также наличием четкой и обязательной для исполнения системой школьных правил.

Виктор Стефанович Басюк, заведующий кафедрой психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ акцентировал внимание аудитории на том, что меняется роль родителей в ситуациях школьной жестокости, во многом, благодаря цифровым технологиям. В качестве важного средства профилактики школьного насилия он назвал развитие включенности учеников в рамках внеурочной деятельности.

Также на кругом столе были приведены примеры практических инструментов профилактики и противодействия асоциальному поведению в подростковой среде, в частности, платформа, позволяющая родителям отслеживать посещение их детьми страниц в соц. сетях с опасным контентом, а также проект «Семья и школа против буллинга», представленный Галиной Владимировной Романовской, экспертом Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.