• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

В работе заседания на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы»  приняли участие ученые-исследователи, практики психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.

Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО Людмилы Вербицкой и председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академика РАО Артура Реана. Основными докладчиками на заседании выступили Вице-президент Центра национальной славы и Фонда апостола Андрея Первозванного, Председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Якунина Наталья Викторовна и  Академик РАО, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ  А.А. Реан.
Наталья Викторовна Якунина отметила, что Центр национальной славы и Фонд апостола Андрея Первозванного   с большой ответственностью относится  к сотрудничеству с РАО в проекте по повышению числа счастливых семей. В докладе было также указано, что  забота о семье не должна рассматриваться исключительно с точки зрения демографии - у молодежи должны формироваться знания и ценности, поэтому реализуемые  программы ориентированы на развитие личности.
В рамках доклада было отмечено, что в  медиа пространстве периодически возобновляется дискуссия  о том, нужно ли преподавать основы семейной жизни современным школьникам. Однако, согласно исследованию А.А. Реана,  абсолютное большинство молодых людей и девушек считают, что нужно готовить человека к созданию семьи, при этом для 56% респондентов ориентиром собственная семья не является. Это, безусловно, говорит в поддержку необходимости реализации программ по подготовке к семейной жизни для современной молодежи. Наталья Викторовна также привела другую статистику. В 2012 году исследовательская группа «Циркон» провела исследование о семейных ценностях в современном информационном пространстве. Задачей исследования был вопрос: как соотносится у современных россиян образ идеальной семьи и реальный семейный статус?  У 11% респондентов выявлено незначительное расхождение представлений о идеальной и реальной семьях, у остальных расхождение велико.
Одной из программ фонда Андрея Первозванного является проект «Ты не одна» - психологические консультации для женщин,  находящихся в ситуации репродуктивного выбора. Согласно обращениям, 28% женщин обратившихся в консультацию думают о прерывании беременности в связи с  нехваткой средств и жилья, 28% - из-за  нестабильных отношений с отцом будущего ребенка, 21%  - из-за  желания  жить для себя, 9%  - из-за  страха перед новыми обстоятельствами.
Важнейшей задачей фонда Андрея первозванного, по словам Натальи Викторовны, является издательская деятельность: за время работы программы «Святость материнства» было опубликовано множество пособий, посвященных обучению основам семейной жизни.
В заключении Наталья Викторовна подвела итог: разговор о семье со школьниками объективно необходим, востребован как самими школьникам, так и родителями.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова, в контексте доклада отметила, что вопросы, посвященные семье, очень интересуют современных старшеклассников. «Наконец-то в школе стали говорить о жизни» - заявляют молодые слушатели курсов семейного счастья.
Анна Кузнецова также сообщила, что в настоящий момент проблема не в том, надо ли говорить со школьниками о семье, а скорее о том, в какой форме это нужно делать.
Доклад  Артура Александровича Реана был посвящен вопросу взаимодействия семьи и школы в рамках темы профилактики асоциального поведения.  В своем выступлении он отметил, что, несмотря на снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних,  всегда остается риск повторного совершения преступлений среди тех, кто совершил противоправные действия в молодом возрасте. В РФ принята концепция системы профилактики безнадзорности до 2020 года. Центральный момент - работа с семьей. Укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия. Однако, остается открытым вопрос, как это реализуется на практике.
Артур Александрович также отметил, что в 2016 году психологи были в штате каждой второй школы, при этом на одного психолога приходилось 880 учеников. Согласно его сообщению, в критерии оценки школ необходимо внести показатели социализации и внутреннего климата, важно включать семью в работу психологической службы.
Артур Александрович указал на необходимость проведения конкурсов на лучшие практики профилактики асоциального поведения подростков.
В своем комментарии к докладу Артура Александровича Анна Кузнецова отметила, что многие  родители проблемных школьников очень часто  не знают имени и отчества их классных руководителей, что является показателем наличия проблемы во взаимодействии семьи и школы. Она заявила, что будет  создана рабочая группа по разработке подходов к оценке эффективности воспитательной работы в школах.
За основными докладами последовала дискуссия. Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Социальной педагогики и психологии МПГУ  Елена Александровна Леванова подняла вопрос о проблемах взаимодействия семьи и школы на примере зацеперов: большинство молодых людей, увлекающихся подобной активностью, находясь в своей семье, испытывают глубокое чувство одиночества. При этом, в случае 80% зацеперов об их «увлечениях» не знают ни в семье, ни в школе.
Член-корреспондент РАО, директор Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующий кафедрой «Социальная работа и педагогика», доктор педагогических наук, профессор Лельчицкий Игорь Давыдович отметил, что темы социальной работы с трудными семьями очень часто оказываются очень популярными среди молодых студентов-педагогов и социальных работников.
Академик РАО, руководитель информационно-аналитического центра РАО, доктор психологических наук, профессор  Владимир Самуилович Собкин отметил, что  вопрос о содержании курса семьеведения глубоко связан с проблемой гуманизации и гуманитаризации образования.Он особо подчеркнул, что при исследовании взаимодействия семьи и школы очень важен многопозиционный анализ - нужно учитывать три позиции: учителя, родителя и ребенка для того, чтобы «уловить» драматизм расхождения ценностных ориентаций.
Министр труда и социальной защиты Калужской области Коновалов Павел Вячеславович рассказал о проектах, посвященных тематике сопровождения семей в социально опасном положении. Среди наиболее важных проектов были отмечены
«Радость материнства» и «Не оступись!».
Научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Мария Александровна Новикова рассказала о исследовании (Любицкая и др,, 2018),  недавно проведенном  в Институте образования, согласно результатам которого, существуют ярко выраженные особенности коммуникации родителей и школы. Во-первых, налицо резкое снижение контактов (причем, как в рамках посещения родительских собраний, так и волонтерской помощи в разных видах внутришкольной деятельности) родителей со школой по мере того, как дети становятся старше. Если в начальной школе кто-то из родителей ребенка общается с представителями школы 1-2 раза в неделю более чем в 25% случаев, то к 8-10 классам этот показатель уменьшается до 8%. Во-вторых, больше коммуницируют со школой те родители, которые склонны к большему взаимодействую с детьми в рамках семьи. Несколько обобщая, можно сказать, что если ребенок в целом «интересен» своим родителям, то эта заинтересованность будет проявляться, в частности, в вовлеченности в процесс школьного обучения. Таким образом, можно ярко выделить основную «группу риска», которая оказывается обделена достаточным вниманием родителей, в том числе, и в отношении их школьных дел. Это - старшеклассники, подростки. Хотя, на самом деле, именно в этом «трудном возрасте» потребность в поддержке у детей возрастает, хотя родители часто видят ситуацию обратным образом.
Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.