Гранты
РГНФ 2016-2018
Межпоколенческое сравнение теорий воспитания детей.
Руководитель А.К. Нисская
Исследователи отмечают, что начиная с 1970-х годов родительство сильно меняется. Фиксируются новые феномены: специфическая тревога родителей (“paranoid parenting”) или восприятие ребенка как окруженного опасностями, представления родителей об их критической роли для развития ребенка – “родитель как Бог”, “научное материнство” («scientific motherhood»), т.е. уверенность в том, что матерям необходимо экспертное или научное знание, чтобы правильно воспитывать детей. При этом у остальных взрослых, участвующих в жизни ребенка, с точки зрения родителей, нет нужных компетенций.
Прародительство тоже меняется, в т.ч. из-за демографических факторов. Например, уменьшение числа детей и соответственно внуков дает возможность прародителям больше в них инвестировать; с другой стороны, рост продолжительности жизни и бОльшая вовлеченность в рынок труда может сокращать время, которое прародители готовы проводить с внуками.
В этих условиях мы предполагаем, что «институт бабушек», существовавший в советское время, в постсоветский период значительно изменился – т.е. изменились роли и практики взаимодействия родителей и прародителей по поводу воспитания и ухода за ребенком, и характеристики помощи, которую оказывают прародители (сколько времени и как проводят с внуками, регулируется ли их взаимодействие родителями, является ли эта помощь фактором в решении о рождении первого и последующего детей и т.д.). Вероятно, существуют также межпоколенческие расхождения между обыденными теориями воспитания ("образ ребенка", предполагаемые цели, допустимые средства и методы и т.п.).
Данное исследование нацелено на сравнительное изучение обыденных теорий воспитания родителей и прародителей, в т.ч. их реализацию в общении с ребенком, и межпоколенческих взаимодействий по поводу воспитания ребенка. В задачи исследования также входит описание характеристик помощи прародителей, в т.ч. изучение помощи прародителей фактора в решении о рождении ребенка.
В работе над этим проектом принимают участие Елизавета Сивак, Яна Козьмина и Ирина Вопилова.
Первые результаты были представлены на конференции Parenting and Personhood: Cross-cultural perspectives on family-life, expertise, and risk management в Университете Кента (UK).
Подробнее о конференции https://ioe.hse.ru/modernchildhood/news/185954552.html
РГНФ 2016-2018
Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети.
Руководитель К.Н. Поливанова
Проект направлен на выявление психологических особенностей современных подростков по материалам, которые они публикуют о себе в социальных сетях.
В ходе проекта предполагается изучить содержание и динамику изменения аккаунтов подростков в социальной сети Вконтакте (методами контент- и дискурс-анализа), выявить типичные формы и содержание самопрезентации, характерные для современного состояния подростничества, а также разработать методику анализа материалов, содержащихся в профилях современных подростков, сопоставив полученные данные с результатами психологической диагностики.
Актуальность научной проблемы исследования связана с появлением нового пространства самопрезентации подростков, в качестве которого выступают социальные сети. В этом пространстве становление идентичности может отличаться от традиционного, поскольку все действия пользователя оставляют свой материальный след в виде различного рода сообщений («цифровая тень»). Для исследователя этот материальный след дает новые возможности, поскольку предоставляет доступ к самопроизвольно генерируемому подростком контенту – профилю (аккаунту), т.е. к аутентичной информации о нем самом.
В работе над этим проектом принимают участие Диана Королева и Анастасия Нисская.
РГНФ 2015-2017
Траектории жизненного пути в подростковом возрасте: модели оптимального выбора.
Руководитель А.А. Бочавер
Проект посвящен решению научной проблемы дефицита представлений о детерминации выбора траектории жизненного пути в подростковом возрасте. Опираясь на идеи субъектного подхода к изучению личности и психологии жизненного пути (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), теорию самодетерминации (Э.Деси, Р.Райан, Р. Валлеранд), концепцию временной перспективы (Ф.Зимбардо), положения возрастной психологии (Э.Эриксон, Р.Хэвигхерст, У.Бронфенбреннер), разрабатывается представление о
траектории жизненного пути в подростковом возрасте, которая понимается как способ организации подростком своей жизни в перспективе социальной адаптации, субъективного и объективного благополучия.
Планируется провести исследование вклада различных личностных и средовых факторов в способ организации своей жизни подростком в перспективе социальной адаптации, субъективного и объективного благополучия, и разработать эмпирическую модель выбора жизненной траектории в подростковом возрасте, включающую в себя систему «реперных точек» (моментов потенциального изменения), средовых рисков и ресурсов, личностных рисков (уязвимостей) и ресурсов, а также жизненных тактик, которые использует подросток для реагирования на актуальные риски и ресурсы.
Практическое использование результатов состоит в разработке рекомендаций для психологов и педагогов по коррекционной и сопровождающей работе с подростками; в обеспечении теоретической основы для разработки технологий предупреждения социальных рисков, сопровождения подростков в ситуации социальной дезадаптации, поиске и актуализации личностных и средовых ресурсов подростков для построения оптимальной жизненной траектории.
РГНФ 2014-2015
Социальные сети как новая практика развития подростков.
Руководитель К.Н. Поливанова
Детство сегодня стремительно меняется. Наши дети растут в совершенно новых и не понятных взрослым реалиях. Они меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени знают, что делают их дети. Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в российской науке крайне мало. Это приводит к тому, что система образования и широкой социализации развивается, имея своим адресатом условного идеального ребенка или подростка.
Одно из наиболее ярких явлений, оказывающих существенное влияние на детство – появление и развитие социальных сетей. Социальные сети стали общим явлением, и активно изучаются. Но основной фокус исследований направлен на проблемы безопасности в сетях.
Однако присутствие подростка в социальных сетях может быть понято как составляющая его интимно-личностного общения, которое полагается ведущей деятельностью подросткового возраста.
Вопрос состоит в изучении социально-психологических и педагогических особенностей общения подростков друг с другом и со взрослыми в социальных сетях.
Первые результаты опубликованы в статье:
Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28-37.
Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка (PDF, 104 Кб)
Королева Д. О. Действительность современного детства: феномен социальных сетей // В кн.: Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы. 21-й науч.-практ. конф. / Под общ. ред.: Б. И. Хасан, Л. А. Новопашина. Красноярск : [б.и.], 2015. С. 78-80.