• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинговое оценивание

Актуальность

Глобализационные процессы, стремительное развитие технологий и компьютеризация жизни задают новые рамки для развития современного человека (Aedo, Hentschel, Moreno, Luque,2013; Levy, Murnane,2007)[1][2]. Как указывают  Levy и Murnane (2004), «снижается доля рабочей силы, занятой на позициях, связанных с рутинной когнитивной работой и ручным трудом – такими задачами, которые легко могут быть выполнены с помощью программирования. Возрастающая доля рабочей силы занята в экспертом оценивании или комплексной коммуникации, т.е. в тех задачах, которые невыполнимы с помощью компьютера»[3]. Новый формирующийся рынок труда будет требовать от специалистов умения решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией и выполнять нерутинные задания с помощью ручного труда[4]. Эти изменения структуры рынка труда формируют новый вызов образованию.

Для того, чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции 21 века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

 

 

[1] Aedo, C., Hentschel, J., Moreno, M., & Luque, J. (2013). From occupations to embedded skills: a cross-country comparison. World Bank Policy Research Working Paper, (6560).

[2] Levy, F., & Murnane, R. (2007). How computerized work and globalization shape human skill demands. Learning in the global era: International perspectives on globalization and education, 158-174.

[3] Levy, F., & Murnane, R. J. (2004). The new division of labor: How computers are creating the next job market. Princeton, NJ: Princeton University Press

[4] Levy, Frank and Murnane, Richard J., Dancing with Robots: Human Skills for Computerized Work, Third Way, 2013, http:// content.thirdway.org/publications/714/Dancing-With-Robots.pdf

Международный и российский опыт

Необходимость особого внимания к навыкам 21 века признается международным сообществом. Мы приводим наиболее известные международные рамки, выделяющие навыки 21 века.

В докладе New Vision for Education, представленный на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе выделяется три сферы важных для современного человека навыков: новая грамотность, компетенции 21 века и личностные характеристики.

Партнерство по навыкам 21 века (Partnership for 21st Century Skills) также выделяет критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию как важную часть рамки, определяющей обучение в 21 веке. 

В работе ЮНЕСКО, посвященной обучению будущего, выделяются такие важные компетенции как критическое мышление и навык решения проблем, кооперация и лидерство, эффективная коммуникация, любопытство и воображение, инициативность и адаптивность.

 

Необходимость формирования навыков 21 века признается и в России: уже сейчас в ФГОС НОО и ОО включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают некоторые компетенции 21 века.

Например:

«активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач»

«овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям»

«готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»

 

Инструмент

Наша теоретическая модель включает в себя четыре компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию. При этом коммуникация и кооперация объединены в один блок, поскольку коммуникация и кооперация встречаются вместе в ситуации взаимодействия и разделение этих компетенций в ситуации оценки является нецелесообразным.

Команда разработчиков создает задания с ориентацией на возрастные особенности респондентов: детей 9-11 лет, обучающихся в 4 классе. Таким образом тестирование состоит из заданий в формате небольших сценарных компьютерных игр. Каждое задание самостоятельное, то есть его решение не связано с решением остальных заданий. Это позволяет снизить нагрузку для ребенка, процесс оценки может происходить с перерывами на физическую активность, чтение и прочие виды деятельности не за компьютером. 

Так как создаваемый инструмент направлен на измерение навыков 21 века, разработчики составляют задания, не основанные на конкретных знаниях ребенка. Такой уход от предметных знаний позволяет оценить, например, насколько критично ребенок относится к поступающей информации, а не измерить степень усвоения материала, полученного на уроке. 

Проведенные когнитивные лаборатории показали, что детям интересно выполнять предложенные задания. Участиники когнитивных лабораторий сравнивали задания с игрой, и отмечали, что в школе таких заданий не дают и им хотелось бы порешать еще таких необычных задач. Использованный разработчиками формат заданий позволяет удерживать внимание ребенка на решении поставленной проблемы. Ниже вы можете увидеть стиль оформления заданий: 

Как мы создаем инструмент
На что мы опираемся

Меню


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!