Направления научных исследований для студентов магистратуры и аспирантуры
Институт образования предлагает молодым исследователям продолжить научную работу в рамках Академической аспирантуры: сосредоточиться на своем исследовании и включиться в работу одного из научных центров.
Студенты магистерских программ Института смогут заранее подготовиться к поступлению в аспирантуре, став частью аспирантского резерва.
Центр психометрики и измерений в образовании предлагает магистрантам и аспирантам следующие направления исследований:
Оценка социально-эмоционального развития детей в начальной и основной школе
Тема предполагает работу в одном из двух близких проектов, по выбору студента. В первом необходимо выстроить систему оценки динамики развития социально-эмоциональных навыках в школах, участвующих в программе социально-эмоционального развития: разработать, совместно с партнёрами, план оценки динамики социально-эмоционального развития. Исследование потребует глубокого изучения возрастной динамики социально-эмоционального развития, выделения и описания его ключевых этапов и кризисов. На основе этого в проекте предлагается разработать, внедрить и апробировать систему оценивания прогресса социально-эмоционального развития в начальной и основной школе.
Второе направление связано с реализацией международного сравнительного исследования развития социально-эмоциональных навыков (https://ioe.hse.ru/monitoring/esp/international). В этом направлении студентам предстоит исследовать социально-эмоциональное развитие в контексте родительских и учительских практик и характеристик школы, в том числе, в сравнительной перспективе. Участнику этого направления предстоит также помогать команде Центра проводить международное исследование в России: взаимодействовать со школами, следить за качеством сбора данных, искать информацию, переводить. Для работы в этой части проекта обязательно отличное владение английским языком.
Контактное лицо: Канонир Татьяна Николаевна tkanonir@hse.ru
Разработка и валидизация инструментов нового типа для оценивания субъективного благополучия
В современной школе, наряду с академическими достижениями школьников, важное место занимает их субъективное благополучие. Субъективное благополучие -- это сложный конструкт, который, в зависимости от фокуса исследователя, может включать в себя разные компоненты, например, удовлетворенность школой, положительный и отрицательный аффект, отношения с учителями и сверстниками. Однако инструменты в форме опросников имеют некоторые ограничения. К примеру, их применение ограничено возрастом школьников. Целью данного исследования будет изучить инновационные подходы к измерению сложных конструктов, разработать и валидизировать новый инструмент для измерения субъективного благополучия у младших школьников, с возможностью его использования в дошкольных учреждениях и в основной школе.
Контактное лицо: Канонир Татьяна Николаевна tkanonir@hse.ru
Изучение факторов, определяющих успешность обучения ребенка в начальной школе
Тема факторов, определяющих успешность академического прогресса учащихся начальной школы, является довольно широко изученной и в нашей стране, и за рубежом. Однако сложность и комплексность проблемы успешности ребенка оставляет вдумчивому исследователю большие возможности для научных поисков. Обширные массивы данных широкомасштабных исследований на базе инструментов iPIPS и iPIPS+ от стартовой диагностики детей на входе в школу до оценки прогресса этих же выборок детей во втором, третьем и четвертом классе, в совокупности с богатейшей контекстной информацией об их родителях и учителях, позволяют изучать тему факторов успешности, с одной стороны, всесторонне, а с другой стороны, очень глубоко. Кроме того, сотрудники ЦМКО с самым разным профессиональным бэкграундом и сферой научных интересов готовы дополнительно предоставить необходимый уровень экспертного консультирования, чтобы заинтересованные исследователи (магистранты и аспиранты) могли подойти к изучению темы факторов, определяющих успешность ребенка в начальной школе, с новой, неизученной стороны, но опираясь на исследовательский опыт своих старших коллег.
Контактное лицо: Алина Иванова aeivanova@hse.ru
Возможности автоматического скоринга в оценивании знаний и навыков учащихся начальной школы
Оценивание некоторых специфических знаний, навыков и компетенций учащихся предполагает использование таких форм оценочных заданий, которые требуют экспертной проверки. В то же время ряд лидирующих в мире компаний и организаций в сфере оценивания активно используют возможности машинного обучения для того, чтобы вместе, а иногда и вместо экспертов проводить оценивание результатов тестирования. В рамках этой темы предполагается изучение преимуществ и недостатков автоматического скоринга для использования в широкомасштабной оценке на уровне начального образования, а также построение оптимального дизайна исследования валидности процедур автоматического скоринга.
Контактное лицо: Алина Иванова aeivanova@hse.ru
Разработка опросника для оценивания родительских практик, связанных с "экранным временем" детей (компьютер, планшет, телевизор, смартфон).
Работа предполагает проведение анализа литературы; анализ предварительных данных, уже полученных от родителей; анализ причин, по которым результаты отклоняются от прогнозируемых (заложенных теоретической рамкой); корректировку вопросов/выбор другой теоретической рамки; разработку улучшенной версии шкалы; установление психометрических свойств новой шкалы.
Контактное лицо: Антипкина Инна iantipkina@hse.ru
Разработка опросника для оценивания коммуникативных барьеров в общении учителей и родителей
Для реализации работы будет необходимо погрузиться в обширную теоретическую литературу на тему коммуникативных школьно-родительских практик, проанализировать имеющиеся данные опросников о взаимодействии родителей со школами, чтобы учесть их психометрические недостатки при разработке инструмента. Работа предполагает предварительное исследование с использованием качественных методов (анализ интервью с экспертами, родителями и учителями), разработку шкалы (шкал) в соответствии с теоретическими и выявленными эмпирическими результатами; апробацию и психометрический анализ результатов.
Контактное лицо: Антипкина Инна iantipkina@hse.ru
Использование сценарных шкал в рамках теории фасетов и методологии Раш-измерений
Сценарный подход позволяет надежно измерять сложные конструкты (такие как вовлеченность, адаптация) с помощью всего 6-9 заданий. Сценарные шкалы представляют собой альтернативу традиционным заданиям ликертовского типа и позволяют снизить эффект социальной желательности респондентов и решить проблему неодномерности теста. Если в области ваших интересов лежит конструкт, который операционализируется через несколько размерностей (фасетов), то для разработки инструмента можно использовать сценарный подход. В настоящее время в мире создано всего несколько шкал в рамках сценарного подхода (в том числе: шкала увлеченности своим делом, шкала родительского участия в образовании детей, шкала мультикультурных практик учителей), но они все имеют хорошие психометрические характеристики, поэтому сценарный подход -- это перспективная психометрическая техника, позволяющая более точно измерять сложные или социально-желательные конструкты.
Контактное лицо: Антипкина Инна iantipkina@hse.ru
Разработка и валидизация инновационных заданий для измерения коммуникации и кооперации в начальной школе
Измерение коммуникативных компетенций в компьютерном формате в начальной школе - нерешенная задача не только в России, но и в мире. Новый способ измерения этих компетенций ставит еще одну важную проблему: разработку валидизационной рамки для инструмента измерения коммуникации и кооперации. Работа проводится в рамках проекта измерения компетенций 21 века: 4К
Контактное лицо: Брун Ирина Викторовна ibrun@hse.ru
Установление параллельности тестовых вариантов с заданиями сценарного типа
Задания сценарного типа и performance-type assessment, разработанные в логике Evidence-centered Design имеют множество особенностей, меняющих процесс доказательства параллельности тестовых вариантов. Установление параллельности вариантов теста и характеристик заданий, влияющих на параллельность вариантов и заданий в отдельности - важная психометрическая задача, имеющая самостоятельную научную ценность. Данная тема реализовывается на материалах теста 4К
Контактное лицо: Брун Ирина Викторовна ibrun@hse.ru
Валидизация инструментария оценивания образовательных достижений студентов России и Китая (по профессиональным дисциплинам, а также навыков мышления высшего порядка)
Проект по международному сравнительному исследованию высшего инженерного образования в странах БРИК использует измерительные инструменты, обладающие неординарными психометрическими свойствами. Это делает невозможным применение классических шагов по обеспечению и доказательству валидности инструментария. Для решения такой проблемы используется анализ оценок экспертов в области национальных систем образования, анализ содержания образовательных программ студентов-инженеров, коллатеральная информация о поведении респондента – времени, последовательности действий, применяется целая серия специальных IRT-моделей к полученным данным.
Контактное лицо: Федерякин Денис dafederiakin@hse.ru
Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений
Перед проведением сравнения результатов тестирования между группами, исследователь всегда должен показать, что полученные данные обладают межгрупповой сопоставимостью – т.е., что измерительный инструмент работает эквивалентно во всех сравниваемых группах. Изучение межстрановой сопоставимости данных подразумевает большое исследований на всех уровнях сопоставимости: эквивалентность конструкта, эквивалентность метода и эквивалентность заданий. Эквивалентности на уровне заданий является центральным интересом в этом направлении работы. Математико-статистический аппарат современной теории тестирования позволяет достичь сопоставимости данных на уровне заданий, даже в том случае, если во время сбора данных инструмент уже был не полностью эквивалентен.
Контактное лицо: Федерякин Денис dafederiakin@hse.ru
Исследование когнитивных предикторов достижений в математике
Исследователи выделяют два типа когнитивных предикторов академических достижений. Первый тип – это так называемые общие когнитивные факторы, которые связаны с академическими достижениями, независимо от предмета. К таким относятся, например, рабочая память, когнитивный контроль, интеллект. Помимо этих общих для любого предмета факторов выделяют так называемые специфичные факторы, которые различаются для математики и чтения. К таким специфичным для математики когнитивным предикторам можно отнести чувство числа и пространственные способности.
В рамках этого направления исследований предполагается работа с различными типами заданий на измерение интуитивного чувства числа, оценка их психометрических свойств, оценка их связи с символическими навыками и пространственными способностями, а также разработка различных моделей, описывающих взаимосвязь чувства числа с пространственными способностями и математическими достижениями в начальной школе.
Контактное лицо: Кузьмина Ю.В. jkuzmina@hse.ru
Разработка и валидизация инновационных заданий для оценки уровня цифровой грамотности студентов, выпускников 2-го курса бакалавриата
Цифровая грамотность является важной составляющей навыков XXI века, ее оценка стала еще более актуальна с принятием программы «Цифровая экономика». Тестовые задания предлагается разрабатывать в соответствии с международными стандартами разработки тестов AERA, APA & NCME и использовать современный подход к разработке тестов - Evidence-centered Design. Работа проводится в рамках мероприятия по оценке цифровой грамотности и компетенций направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Контактное лицо: Авдеева С.М. savdeeva@hse.ru
Проведение вторичных сопоставительных исследований по результатам оценки информационно-коммуникационной (ИК) компетентности учащихся 8, 9 и 10-х классов регионов Российской Федерации
В результате проведения тестирования по оценке ИК- компетентности учащихся 8-10-х классов в ОО РФ был собран обширный массив данных: от уровня ИК-компетентности учащихся до оценки учащимися практик использования ИКТ в школе, специфики их домашних работ, доступа к сети интернет в школе и дома и т.п. Предлагается изучить факторы, определяющие успешность формирования ИК-компетентности учащихся в урочной и внеурочной образовательной деятельности. Работа проводится в рамках развития инструмента по оценке ИКТ-компетентности выпускников основной школы.
Контактное лицо: Авдеева С.М. savdeeva@hse.ru