• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Недостаточное внимание к развитию навыков XXI века в российской школе тормозит движение вверх

Недостаточное внимание к развитию навыков XXI века в российской школе тормозит движение вверх

Ситуация с образовательным равенством в России выглядит благополучнее, чем во многих европейских странах. Но при этом у российского образования есть несколько «слабых звеньев», на которые следует обратить особое внимание. К таким выводам приходит Всемирный банк, опубликовавший доклад «Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации». Доклад подготовила группа специалистов под руководством Тиграна Шмиса, куратора вопросов образования Всемирного банка, и Андраша Хорваи, представителя Всемирного банка в России. В качестве внешних экспертов в докладе участвовали ученые Института образования НИУ ВШЭ: Сергей Косарецкий, Марина Пинская, Александра Михайлова, Роман Звягинцев, Андрей Захаров.
Специалисты высоко оценили ситуацию с равенством образовательных возможностей в России. В докладе сказано, что «российские школьники демонстрируют самый низкий «разрыв в уровне достижений» среди учащихся из наиболее и наименее обеспеченных социально-экономических групп». Разрыв в уровне образования, который «накапливают» учащиеся из наиболее благополучных и неблагополучных семей, в странах ОЭСР достигает почти 100 баллов по рейтингу PISA: это эквивалентно почти трем годам обучения. В России такой разрыв тоже существует, но «составляет всего около половины среднеевропейского, что ставит Россию впереди остальных европейских стран, участвующих в PISA, исходя из минимального уровня разрыва». Например, доля школьников из беднейших слоев общества с низкими образовательными результатами в России составила 29,1%, в Финляндии – 60,2%, в Бразилии – 90%. В то время, как упомянутая Финляндия, Словакия и некоторые другие страны наращивают неравенство в образовании, Россия «в большей степени следует за Сингапуром и Гонконгом», сокращая этот разрыв.
Однако эксперты увидел в российском образовании и тревожные тенденции. В докладе особо подчеркнуто, что при высоких достижениях учеников начальной школы (в частности, Россия является страной с наивысшим рейтингом в исследовании PIRLS, измеряющем навыки чтения у младших школьников) средняя школа «скатывается» на средние показатели PISA – в рейтинге качества в этом сегменте образования ее опережают около тридцати развитых стран. И далее «уже немногие российские вузы входят в число 500 лучших университетов мира».
Среди возможных причин этой проблемы эксперты называют неразвитость обучения «навыкам XXI века», что показывает, в частности, измерение навыка совместного решения проблем (CLPS). Всемирный банк рекомендует шире внедрять в школе проведение оценки CLPS в игровой манере, которая «вызывает меньше стресса у учащихся». Всемирный Банк в целом рекомендует инвестировать в разработку современных инструментов, оценивающих навыки 21 века, и учебных материалов, ориентированных на их развитие.
Для закрепления положительных тенденций в области образовательного равенства и одновременно улучшения средних результатов России в межнународных исследованиях рекомендовано развивать поддержку резильентных школ и распространять их практики среди школ, работающим в сложных условиях. Исследование группы экспертов Института образования, включенное в доклад, показывает, как высокие ожидания в отношении учащихся, внимание к особенностям каждого, методы вовлечения учащихся в разнообразные формы активности влияют на рост образовательных достижений детей из семей с низким социально-экономическим статусом.
Также в докладе говорится о нехватке объектов инфраструктуры, в диапазоне от школьных лабораторий до игровых площадок. Оценивая компьютеризацию российских школ, эксперты говорят о «беспокойстве, которое вызывает отрицательная корреляция между использованием этих ресурсов и показателями CLPS»: следует изучить, корректны ли учебные программы и правилен ли сам подход к обучению с использованием компьютеров в России.