• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Прощай, депрессия! – в Инобре подготовили советы – как помочь избежать подавленных состояний у подростков

Известный фильм «Вам и не снилось» назывался так потому, что там директриса школы считала: ее ученикам «и не снилось горе», ведь их растят в сытости и тепле. Прошло много лет, но и сегодня можно услышать похожие суждения: депрессия, мол, это просто красивое слово из глянцевых журналов, а уж тем более – откуда депрессии взяться у детей. Между тем, это серьезная медицинская проблема. Согласно разным исследованиям, депрессия страдают от от 8 до 12% всего населения, а среди подростков этот процент выше. В зависимости от страны и методики измерений – от 5 до 38%. Чаще всего на депрессию подростка толком не реагируют окружающие, проблему не осознаёт и он сам, хотя она может привести к психологическим трудностям и неуспешности во взрослой жизни. Эксперты Центра исследований современного детства подготовили статью о том, как распознать депрессию в школе и как ее избежать.

Прощай, депрессия! – в Инобре подготовили советы – как помочь избежать подавленных состояний у подростков

Выявить признаки депрессии не так трудно, для этого есть, как минимум, три хороших опросника – Ковак, Бека и RHQ-9, все они адаптированы под русский язык. В целом депрессия проявляется в постоянном снижении настроения, энергичности и самооценки, нарушениях сна, аппетита и либидо, неуверенности в себе, навязчивых мыслях о собственной вине или бесполезности. У этого состояния могут быть самые разные причины, от генетических и биологических (например, гормональный фон) до агрессивного воздействия среды, будь то общение в школе или в социальных сетях. На факторах, которые влияют на возможное развитие депрессии в школе, авторы книги остановились подробнее.

Школьные факторы разделены на пять групп. В группе «Учебные задачи» названы, в числе прочего, большие объемы работы, некорректные задания, которые трудно решить, непредсказуемость в поведении учителя или, наоборот, скука и монотонность того, как он строит занятия. В отношениях с сотрудниками школы депрессию могут вызвать угрозы, унижения со стороны учителей или администрации, фаворитизм в отношении отдельных учеников, некорректные сравнения учеников друг с другом. В отношениях со сверстниками – как травля, так, например, и оппортунизм (когда коллеги по группе не выполняют свою часть общего задания). На развитие депрессии может повлиять физическая среда школы – даже плохое освещение, раздражающий шумовой фон, нехватка личного пространства. Также риск депрессии повышают изменения, например, переход в другую школу и даже необходимость выбора трека.

Авторы дают советы – отдельно – администрации школ, учителям и родителям, на что обратить внимания и как свести к минимуму те или иные факторы риска. Для администрации это ряд мер, от запрета сотрудниками на разговоры с учениками на повышенных тонах до поддержания звукового ландшафта и нужного уровня освещенности. Рекомендации учителю строятся, в основном, на том, как создать не монотонные режимы занятий и поддержать неформальный контакт с ребенком. При этом «не настаивайте на обязательных диалогах – не всем хочется делиться своим опытом», – подчеркивают авторы книги. Советы родителям также строятся на установлении контакта, поддержке режима дня и вообще правил поведения. Есть, например, такой совет: «Обсуждая психологические проблемы других людей с ребенком, например, при просмотре фильмов, чтении книг, новостей, старайтесь избегать осуждения и негативных оценок в сторону этих людей».

Важная деталь, которую эксперты подчеркивают в каждом блоке советов: сейчас появилось много ресурсов психологической самопомощи.  Это не только книги, сайты, но и, например, мобильные приложения, которые помогают выявить у себя симптомы депрессии и грамотно справляться с ней. Конечно, выбирать эти ресурсы лучше в контакте со школьным психологом. Исследователи приводят множество конкретных примеров – какие именно приложения сейчас есть и как они работают.

Исследование Елизаветы Сивак (научная редакция), Оксаны Михайловой, Катерины Поливановой и Ивана Смирнова «Депрессия у детей и подростков: группы риска, роль школы, рекомендации для учителей и родителей» издано в серии «Современная аналитика образования». Скачать его можно здесь