• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учиться в 60+: на курсах можно быть даже успешнее молодых, главное — соблюдать несколько условий

В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.

Эль Греко

Эль Греко

Охват исследования составил 360 тысяч человек — они проходили переобучение или повышение квалификации в рамках трех федеральных программ. Результаты их учебы (через баллы по демонстрационному экзамену) рассмотрели в разрезе разных возрастов, направлений учебы, специальностей. Выяснилось, что зрелые слушатели добиваются больших успехов в тех областях, где могут опереться на уже имеющийся опыт без освоения принципиально новых высокотехнологичных компетенций. Это сочетается с гипотезой о том, что с возрастом когнитивные навыки снижаются, а профессиональные — нет. Например, уровень овладения навыками по компетенции «Веб-дизайн и разработка» в результате целенаправленного обучения растет вплоть до 82 лет. Сохраняются и такие надпрофессиональные навыки, как коммуникабельность, дисциплина, умение работать в команде, управлять своим временем и т.д. Если правильно учесть эти факторы при повышении квалификации, то можно добиться «положительной корреляции возраста работника с качеством и производительностью труда», проще говоря: чем старше — тем лучше.

Можно добиваться успехов в учебе после 50-60 лет, если профессия не является для человека принципиально новой, не требует физической выносливости, скорости выполнения задач. Пенсионеры могут оставаться ценными, конкурентоспособными сотрудниками и повышать квалификацию, если разделить роли в компании: «молодые работники наиболее продуктивны в тех областях, где требуются многозадачность и постоянное совершенствование навыков и компетенций, а работники зрелого возраста — там, где они могут больше полагаться на накопленный опыт и умение решать сложные проблемы разными способами».

Исследование Ильи Коршунова, Наталии Ширковой, Светланы Крайчинской (Институт образования) и Марии Горбуновой (Нижегородский государственный университет им. Лобачевского) «Образовательные программы для поддержки занятости населения» издано в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, прочитать его можно здесь