• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Тема «проактивность»

Проактивность в российском контексте

Проактивность в российском контексте
Темой для обсуждения на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» стали национальные особенности феномена проактивности. Универсальны ли те смыслы, которые вкладывает в термин проактивность зарубежная наука? К этому вопросу в докладе «Феномен проактивности и его реконцептуализация в новом контексте: предварительные результаты эмпирического исследования» обратились профессор Галина Широкова и стажер-исследователь Полина Артамошина из Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.