• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Научно-методическое сопровождение реализации региональной программы развития дополнительного образования

Команда проекта: С.Г. Косарецкий (руководитель), Б.В. Куприянов.

Описание проекта и его актуальность 

Государственная политика в сфере дополнительного образования детей предусматривает обеспечение доступности качественного дополнительного образования (ДО) для 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет [1], что делает необходимым:

- повышение эффективности как региональных и муниципальных инфраструктур ДО, так и деятельности самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам,

- обеспечение соответствия деятельности образовательных организаций запросам родителей и детей, общества и государства,

- разработку критериев оптимизации сети образовательных организаций,

- развитие практики участия домохозяйств в финансировании занятий детей дополнительным образованием без ограничения доступности для низкодоходных групп населения,

- кадровое обеспечение дополнительного образования детей,

- модернизацию содержания дополнительного образования, развитие современных образовательных технологий в сфере ДО,

- развитие прозрачного рынка услуг в сфере дополнительного образования, стимулирование развития негосударственного сектора ДО.

Имеющийся в отдельных субъектах РФ опыт развития отдельных элементов сферы дополнительного образования носит фрагментарный и единичный характер, не складывается в систему, плохо соотносится с особенностями регионов, с традициями функционирования в территориях организаций, реализующих программы дополнительного образования.  Разработанные региональные программы развития дополнительного образования (подпрограммы в рамках отраслевых программ развития образования) нередко носят формальный характер и требуют существенной корректировки, которая будет происходить параллельно с реализацией данных документов.

Предлагаемый проект является частью работы, которая уже ведется с регионами РФ.

[1] Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Цель, задачи и предполагаемые результаты

Целью проекта является обеспечение эффективности реализации региональной программы (подпрограммы) развития дополнительного образования детей.

Задачи проекта:

1. Научно-методическая поддержка определения ориентиров развития региональной сферы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами социально-экономического развития территории, с традиционными ожиданиями населения и общественными запросами. Содействие в проведении социологических исследований общественного мнения о назначении ДО в регионе.

2. Научно-методическое сопровождение анализа региональной ситуации в сфере дополнительного образования детей (имеющиеся условия, перспективные направления, приоритетные задачи, критерии оценки).

3. Содействие в разработке и апробации механизмов развития региональной сферы дополнительного образования детей. Научно-методическое сопровождение разработки соответствующих модельных планов для муниципальных образований различных типов (крупный город, малый город, муниципальный район с преобладанием сельских поселений и т.д.). Научно-методическая поддержка мероприятий по повышению общественного статуса проблем развития дополнительного образования детей в регионе.

4. Разработка и внедрение программы мониторинга развития  регионального дополнительного образования детей.  

Ключевые слова: дополнительное образование детей; региональные программы развития образования; обеспечение доступности, качества и эффективности образования; негосударственный сектор образования.