• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Оценка результатов обучения в высшем образовании (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO) по направлению "Экономика"

Руководитель и менеджмент проекта

Научный руководитель -  Фрумин И.Д.

Национальный координатор проекта – Мешкова Т.А.

Ассистент национального координатора проекта – Сабельникова Е.В.

Подразделение: Центр мониторинга качества образования ИРО при участии Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ

Цели, задачи проекта

Конечная цель проекта AHELO - разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в системе высшего образования, получение международно сопоставимой информации о результатах обучения в высшем образовании факультетов, образовательных программ.

Цель диагностического этапа проекта AHELO, реализуемого в 2008-2012 гг. – оценка принципиальной возможности международного измерения уровня знаний, а также практических навыков студентов вузов, обучающихся в различных языковых, культурных и институциональных контекстах; разработка соответствующих инструментов измерения для оценки общих знаний и компетенций, а также специальных знаний и компетенций для двух пилотных дисциплин – Экономика и Инженерные науки.

Цель исследования ИРО в рамках проекта AHELO по направлению «Экономика» - проведение оценки результатов обучения студентов, обучающихся на 4-м курсе бакалавриата (и/или специалитета) по экономическим специальностям, а также проведение анализа контекста результатов обучения на основе методологии проекта AHELO.

Задачи исследования в 2011 году

1.      Формирование консорциума российских вузов-участников проекта, создание сети региональных координаторов исследования в отобранных вузах и реализация мероприятий по повышению их квалификации и обеспечению эффективной обратной связи (обучение  методологии и инструментарию проекта AHELO в формате семинаров и вебинаров)

2.      Перевод и адаптация международного оценочного инструментария для оценки компетенций студентов (оценочных заданий) и их контекста (вопросников для студентов, преподавателей, координаторов вузов)

3.      Апробация переведенных и адаптированных инструментов для оценки результатов обучения (компетенций)  и инструментов для оценки контекста результатов обучения студентов в формате фокус-групп, обработка и анализ их результатов. Проведение дополнительных фокус-групп с использованием оригинального оценочного инструментария на английском языке (по желанию вузов-участников) 

4.      Проведение дополнительного углубленного анализа переведенных и адаптированных оценочных заданий на основе так называемой «современной теории тестирования» (IRT – Item Response Theory) для корректного функционирования использованных в ходе фокус-групп оценочных заданий в качестве инструментов измерений компетенций учащихся

5.       Корректировка банка оценочных заданий с учетом результатов фокус-групп и дополнительного углубленного анализа их дифференцирующей способности

6.      Разработка сайта проекта   

Задачи исследования в 2012 году

1. Подготовка и обучение  региональных координаторов исследования, администраторов тестирования и общественных наблюдателей методологии подготовки и проведения основного этапа исследования (в формате семинаров и вебинаров)

2. Проведение   репрезентативной стратифицированной выборки студентов и преподавателей на основе списков, предоставленных участвующими вузами

3. Разработка дополнительного инструментария для углубленного анализа национального контекста компетенций студентов (дополнительных вопросников для студентов и преподавателей)

4. Апробация он-лайн платформы для проведения тестирования и опроса студентов, опроса преподавателей и координаторов

5. Проведение основного исследования на  апробированной он-лайн платформе в соответствии с методологией проекта AHELO

6. Формирование и подготовка  команды специалистов для оценки открытых оценочных заданий

7. Проведение    оценки открытых оценочных заданий в соответствии с методологией проекта AHELO

8. Анализ результатов основного этапа исследования

9. Проведение дополнительного сопоставительного анализа учебных планов подготовки  студентов, обучающихся по экономическим специальностям

10. Проведение итоговой конференции по итогам реализации исследования   и подготовка рекомендаций по использованию методологии, инструментария и результатов проекта AHELO в ходе текущей работы по разработке новых федеральных профессиональных образовательных стандартах, оригинальных образовательных стандартов ведущих российских университетов, образовательных программ по экономике в российских вузах.

Актуальность

Для России участие в проекте AHELO представляется чрезвычайно важным, поскольку нашей страной, как и перед большинством экономически развитых стран ОЭСР, также стоит задача обеспечения качества образовательных результатов в высшем образовании с учетом международных стандартов, оценки качества образования в российских вузах на основе системы объективных и международно сопоставимых критериев, развития экспорта образовательных услуг и повышения привлекательности российского высшего образования для иностранных студентов и преподавателей.

Актуальность проекта AHELO для России обусловлена стоящими задачами по созданию независимой комплексной системы оценки качества высшего образования в контексте внедрения новых стандартов высшего профессионального образования и распространения компетентностного подхода в образовании.

Участие российских вузов в данном исследовании представляется особенно важным с учетом выдвинутого Министерством образования и науки РФ  предложения о необходимости проведения внешней аттестации студентов-бакалавров.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

Участие российских вузов в проекте AHELO позволит получить следующие результаты: 

  • Международный инструментарий для оценки качества высшего образования и возможности учета лучшего зарубежного опыта при совершенствовании национальной системы оценки качества
  • Международно сопоставимые данные об уровне подготовки студентов
  • Международное позиционирование российских вузов в международном образовательном пространстве
  • Привлечения внимания иностранных учащихся и преподавателей к российским образовательным программам
  • Возможности участия в разработке комплексной международной системы оценки качества подготовки в вузах и учета особенностей, интересов и потребностей  отечественного образования в этом международном процессе