• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Разработка и апробация механизмов привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации

Руководитель: Рожков Артемий Игоревич

Подразделение: Центр прикладных правовых разработок

Цель проекта – формирование механизмов привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской
Федерации, направленных на совершенствование процедур контроля и надзора в сфере образования.

Задачи проекта:

  • Разработка и апробация критериев отбора и механизмов участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования с учетом предмета и объекта проверок

  • Разработка и апробация критериев отбора и механизмов участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с учетом предметов и объектов проверок

  • Разработка и апробация методических рекомендаций по отбору экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

  • Разработка и апробация методических рекомендаций по отбору экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля (надзора) в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования

  • Разработка и апробация рекомендаций по подготовке форм экспертных заключений по результатам участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, переданные полномочия Российской Федерации, с учетом направлений проверок и специфики проводимых экспертиз

  • Разработка проектов нормативно-правовых актов, устанавливающих критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) в области образования

  • Подготовка методического сборника для экспертов и экспертных организаций по вопросам участия в проведении процедур контроля (надзора) в области образования

  • Проведение семинаров по тематике проекта с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области образования

Актуальность:

Законодательством Российской Федерации предусматривается аккредитация граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лиц и предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689, установлены порядок и требования к аккредитации таких граждан и организаций. 

На федеральном уровне с привлечением экспертов и экспертных организаций осуществляется надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

На уровне субъектов Российской Федерации исполняется государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, иными осуществляющими образовательную деятельность организациями,
а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

Анализ практики надзорно-контрольной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует об отсутствии критериев отбора экспертов и экспертных организаций к контрольным мероприятиям, механизмов их участия в проверках с учетом особенностей различных направлений проверок. Нет также методик проведения оценки экспертной работы конкретных экспертов и экспертных организаций. Все это существенно препятствует повышению прозрачности и объективности как проведения контрольных мероприятий, так и результатов проверок.

Данный проект направлен на разработку единых принципов и методов отбора аккредитованных экспертных организаций и экспертов для осуществления контрольно-надзорных процедур, технологий участия экспертов и экспертных организаций в проверках с учетом особенностей объектов и предметов проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации 

Полученные результаты в 2011 г.

  • проведен анализ действующих и разрабатываемых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность экспертов и экспертных организаций, а также существующих подходов к привлечению экспертов и экспертных организаций при проведении процедур по надзору и контролю;

  • разработаны критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с учетом предмета и объекта проверок;

  • разработаны критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с учетом предметов и объектов проверок;

  • разработаны методические рекомендации по отбору экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

  • разработаны методические рекомендации по отбору экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля (надзора) в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

  • прошла апробация разработанных критериев отбора и механизмов участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации

  • проведен семинар по вопросам разработки критериев отбора и механизмов участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации.

Ожидаемые результаты в 2012 – 2013 гг.:

  • разработка рекомендаций по подготовке форм экспертных заключений по результатам участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования с учетом специфики проводимых экспертиз;

  • разработка рекомендаций по подготовке форм экспертных заключений по результатам участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с учетом направлений проверок и специфики проводимых экспертиз;

  • проведение мониторинга привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению процедур контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации, в 18 субъектах Российской Федерации;

  • разработка проектов нормативно-правовых актов, устанавливающих критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) в области образования;

  • подготовка методического сборника для экспертов и экспертных организаций по вопросам участия в проведении процедур контроля (надзора) в области образования;

  • организация и проведение семинаров по обсуждению вопросов и проблем привлечения экспертов и экспертных организаций в проведении мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования.