• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О лаборатории

Международная лаборатория анализа образовательной политики создана для проведения исследований в области оценки качества образования, экономики образования и образовательной политики с использованием современных методов в кооперации с ведущими международными исследователями.

Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Важно понять, как российское образование вписывается в международный контекст, предложить способы повышения его качества, и тем самым обеспечить аналитическую поддержку для Правительства России.

В НИУ ВШЭ есть разные группы специалистов, занимающихся изучением образовательных стратегий, экономики и социологии образования. Лаборатория призвана согласовать усилия этих групп и повысить качество их исследований при содействии ведущих иностранных экспертов в области образования. 

Деятельность международной лаборатории позволит обеспечить проведение фундаментальных исследований (в том числе междисциплинарных) на мировом уровне качества. Это поможет сформировать на базе НИУ ВШЭ крупный центр по исследованию экономических и социологических проблем образования.

На момент создания лаборатории в России наблюдалась противоречивая ситуация. С одной стороны, Россия – хотя и с большим опозданием по сравнению с другими странами – начала проводить измерение качества образования на разных ступенях с использованием тестирования. В частности, с середины 1990х гг. страна участвует в международных мониторингах качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TEDS и др.). В 2009 г. была введена государственная итоговая аттестация выпускников школ с использованием ЕГЭ. Эти достаточно дорогие инструменты дали большое количество данных, которые могли бы использоваться с исследовательскими целями. В частности изучение факторов, приводящих к тем или иным образовательным результатам, должны были внести свою лепту в общемировую дискуссию о качестве образования. Результаты исследований, в свою очередь, могли бы лечь в основу принятия управленческих решений. В то же время на момент образования лаборатории исследования, основанные на таких данных, были относительно редкими.

Учитывая это, основной задачей лаборатории было проведение исследований на основе появляющихся данных с использованием современных методов статистического анализа – исследований, которые помогли бы лучше объяснить связь различных факторов с качеством образования в России. Эти исследования должны были опираться отчасти на данные международных мониторингов, что помогало оценить положение России в сравнении с другими странами и показать особенности российской системы образования. Также подразумевался запуск уникальных проектов, связанных с дополнительным сбором данных.

Другой задачей лаборатории является использование результатов исследований в образовательном процессе. Предполагалось, что сотрудники лаборатории будут участвовать в разработке и преподавании курсов по социологии и экономике образования, по методологии исследований. Это помогло бы взращивать кадры с опорой на современные исследования, а также вовлекать студентов в научную деятельность.

Руководитель лаборатории, профессор Мартин Карной рассказывает о шести главных целях своей работы:

- Первая цель — это повышение общего уровня исследований в сфере образовательной политики в ВШЭ. Мы надеемся, что этот тип исследований станет более важным во всей России, и нашу методологию смогут перенять другие исследовательские центры. Хотелось бы верить, что все эти изменения начнутся именно здесь.

Вторая цель — это сравнение стран по данным международных исследований, в которых Россия принимала участие. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать ситуацию в российских школах и в высшем образовании.

Третья цель — создание пространства для взаимодействия между исследователями в сфере образования. В Высшей школе экономики таких довольно много, и все они несколько оторваны друг от друга — работают над своими проектами в своих центрах. Я надеюсь, что наша Лаборатория поможет наладить контакт между ними.

Четвертая наша цель — это создание семинаров и учебных курсов в сфере экономики и социологии образования для наших студентов и выпускников, а также разработка методических курсов по статистике и использованию опросов в исследованиях.

Пятая цель — это проведение исследований, которые бы предоставляли политикам информацию, как можно улучшить российское школьное и высшее образование. Это позволит им принимать более точные и взвешенные решения.

И последняя цель, которая так же очень важна — сделать Высшую школу экономики центром мирового класса в сфере исследований по образовательной политике. Нам бы хотелось, чтобы во всем мире ВШЭ была известна как университет, в котором проводятся самые качественные и важные исследования в этой области.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!