Участники экспедиции смогли убедиться, что в улусе существует богатая образовательная экосистема: разветвленная система внеурочной деятельности и дополнительного образования; активное участие части родителей в жизни школ; сотрудничество школ с наслегами, вузами, научными институтами, местными предприятиями, общественными организациями и выпускниками. В течение учебного года проводится большое количество межшкольных и внутришкольных проектов образовательной, художественно-эстетической и спортивной направленности
В то же время, большая часть мероприятий непосредственно не связана с учебным процессом и не нацелена на улучшение образовательных результатов, хотя в сильных и резильентных школах есть интересные практики, способствующие достижению высоких результатов обучения.
Большая часть педагогов улуса имеют длительный стаж работы, поэтому используют, в основном, традиционные методы обучения, хотя прижились в школах и смешанное обучение, и проектная деятельность. Возможностей повышения квалификации для учителей за пределами улуса и Якутии практически нет.
Особенность улуса - активность родителей и выпускников, которые становятся участниками, организаторами, меценатами, шефами и инициаторами проектов в области профориентации и науки.
Одна из проблем улуса – работа с отстающими детьми. Несмотря на большое разнообразие мер (факультативы, индивидуальные дополнительные занятия и т. д.) улучшения результатов этих детей не происходит.
В сельских школах много детей с ОВЗ, к которым также необходим особый подход, которому нужно учиться