Лаборатория управления школой

Содействуем доказательному управлению и лидерству в общем образовании

В Воронеже состоялась экспедиция «Роль партнерств образовательных организаций и бизнеса в формировании образовательно-профессиональных траекторий молодежи»

Экспедиция прошла с 14 по 20 сентября 2025 года в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново»

В Воронеже состоялась экспедиция «Роль партнерств образовательных организаций и бизнеса в формировании образовательно-профессиональных траекторий молодежи»

© Veronika Tselunova

Экспедиция была посвящена исследованию выстроенной системы профориентации в образовательных организациях Воронежской области и изучению практик партнерств между образовательными организациями и бизнесом. В экспедиции приняли участие 10 студентов НИУ ВШЭ: 1 студентка представляли магистерскую программу «Доказательное развитие образования», 9 студентов – бакалаврские программы различные факультеты НИУ ВШЭ (факультет права, факультет социальных наук, факультет креативных индустрий и факультет географии и геоинформационных технологий).


За 7 дней экспедиции команде удалось посетить 12 образовательных организаций – 6 школ, 4 колледжа и 2 университета. Для учета различного контекста и практик в развитии системы профориентации и партнерств в система образования география экспедиции охватывала не только г. Воронеж – но и иные населенные пункты: р.п. Елань-Коленовское, г. Новохоперск, г. Бобров и г. Павловск.


В каждой образовательной организации нами был проведен цикл интервью, в которых приняли участие руководители образовательных организаций, представители управленческих команд, учителя старших классов, студенты колледжей и вузов, а также учащиеся школ 9–11 классов. Часть интервью проходила в индивидуальном формате, часть – в групповых, что позволяло собрать разные точки зрения и уточнить понимание исследуемых процессов. Помимо этого, установки на работу и системное понимание системы, сложившейся в Воронежской области, были получены в первый день экспедиции на встрече в Воронежском Институте развития образования имени Н. Ф. Бунакова.



В рамках экспедиции команде удалось изучить практики координации интересов образовательных организаций и представителей индустрий, выявить факторы выбора школьниками и студентами образовательных и профессиональных траекторий, а также определить сильные стороны и проблемные зоны региональной образовательной среды. Полученные данные лягут в основу исследований команды организаторов, а также доклада с описанием выстроенной системы для ее дальнейшей популяризации в других регионах России.

Своими впечатлениями поделился участник экспедиции Королёв Александр Михайлович, студент 2 курса бакалавривата программы «Юриспруденция: цифровой юрист»:

Участие в экспедиции в Воронеж позволило мне по-новому взглянуть на методику полевых исследований. Погружаясь в изучение региональной системы изнутри, я смог наблюдать безупречно отлаженный процесс взаимодействия между различными институтами. Особенно ценной была предельная честность в демонстрации успехов и намеченных планов, которую проявили все участники образовательного процесса.

Нас сопровождал чёткий, заранее продуманный маршрут, а каждый респондент был подготовлен к нашему визиту, что позволило составить целостное и непротиворечивое представление об устройстве системы и её внутренних механизмах работы. Этот уникальный опыт по-настоящему влюбил меня в формат экспедиций, и я с уверенностью могу заявить: подобные поездки — то, что стоит попробовать каждому студенту Вышки, вне зависимости от профиля обучения.

Команда экспедиции благодарит программу поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» за возможность проведения экспедиции, а также Воронежский Институт развития образования имени Н. Ф. Бунакова и лично проректора ВИРО Инессу Анатольевну Шуйкову за поддержку и помощь в организации экспедиции и надеется на дальнейшее сотрудничество.