Школы в контексте моногорода: новая экспедиция Лаборатории управления школой в Выксе

Выкса — один из старейших индустриальных городов в России. Это центр интеллектуальной металлургии, промышленного туризма и современного искусства. А также — это моногород, где градообразующим предприятием является Выксунский металлургический завод ОМК (Объединенная металлургическая компания), в котором работает каждый пятый житель Выксы.
Учитывая все эти факторы, целью нашей экспедиции стало изучение взаимосвязи факторов образовательной среды моногорода с формированием образовательных и профессиональных траекторий учеников основной и средней школы, а также поиск интересных управленческих практик в области поддержки самоопределения молодежи, в т.ч. во взаимодействии с ОМК. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы посетили и школы, и завод. Общение со школьниками разных возрастов, обсуждение их интересов и планов, а также беседы с учителями и директорами в формате интервью - наравне с экскурсией на завод и картированием позволили нашей команде собрать необходимый массив данных.
Участниками нашей научно-исследовательской команды стали десять очень разных — как по характеру, так и по возрасту — интересных и креативных студентов бакалавриата и магистратуры из Высшей школы экономики под руководством кандидата психологических наук, руководителя Лаборатории управления школой Константина Серёгина и аналитика Лаборатории управления школой Марии Павловой. Кто-то уже не первый год занимается культурологией и снимает документальное кино, кто-то только начинает путь в области права, а кто-то уже преподает в нашем университете. Такая разносторонность знаний и профессионального опыта позволила рассмотреть полученные ответы респондентов под разными призмами и увеличить валидность сделанных выводов за счет триангуляции данных.
Элементами нашего яркого исследовательского полотна стали Выксунский металлургический завод, Выксунский металлургический колледж имени А.А. Козерадского, университет МИСИС и семь школ. На протяжении всей экспедиции мы знакомились с каждым из них, проводя около трех часов в каждом учреждении. Чаще всего мы посещали две школы в день, а потом устраивали коллективные обсуждения — «рефлексии», где делились впечатлениями от увиденного, чтобы обменяться мнениями и ответить на поставленные исследовательские вопросы.
В первый экспедиционный день, в отличие от всех последующих, нас ждало целых три школы: Вильская школа, школа №1 и школа №9.
Начиная наш рассказ с Вильской школы, хочется сразу отметить ее фасад и интересную внутреннюю планировку. Современное здание, расположенное в сельской местности, напоминало “школу-корабль, парящий в небесах” — именно так с теплотой отозвалась о ней директор. Среди интересных особенностей — насыщенное оснащение спортивным инвентарем и собственная теплица, где на уроках труда ребята выращивают не только привычные овощи, но даже дыни и арбузы! Также на этих занятиях дети учатся готовить, вышивать и работать с деревом. Помимо спортивного зала, школа может похвастаться беговыми дорожками и футбольным полем, где с удовольствием играют не только ученики, но и их родители, устраивая по вечерам дружеские матчи. Вообще, дети здесь очень спортивные: у входа расположена велопарковка, где школьники оставляют свой транспорт перед уроками.
Нашей второй точкой стала современная школа №1 в самом сердце соснового леса. Наша команда отметила современные классы, оснащение и большую территорию школу. И на десерт — школьная библиотека на последнем этаже под стеклянным потолком, откуда солнечный свет освещает как классические произведения, так и сборники анекдотов!.jpg)
Красивым завершением первого дня стала расположенная по соседству школа №9, на пороге которой нас встретил плакат со словами: «Здравствуйте, дети!». Это мгновенно вернуло каждого из нас в собственные школьные воспоминания. «Дух школы» ощущался повсюду и проявлялся, казалось бы, в мелочах. Стены второго этажа были пропитаны историей учебного заведения: фотографии выпускников и золотых медалистов разных лет, стенды с многочисленными наградами и кубками и, конечно, главная гордость — ученики, как прошлые, так и нынешние. 
Во второй день нас ждала Шиморская школа, расположенная в одноименном поселке недалеко от Выксы. Само здание было построено почти 100 лет назад, а точнее — в 1929 году. в школе есть небольшой музей, где выставлены артефакты «того времени» — археологические находки, сделанные учениками несколько лет назад. В этой школе нам удалось собрать самое большое количество респондентов среди детей, так как для встречи с нами пригласили несколько параллелей старшеклассников. .jpg)
Во второй половине дня мы посетили Гимназию №14 имени С.С. Клиповой - первого директора данной школы, которая заложила педагогические принципы, которым и сегодня продолжают следовать учителя и ученики. У гимназистов есть возможность устраивать собственные выборы, снимать медиа- и фотопроекты, участвовать в волонтерстве и спортивных соревнованиях. За свою более чем 20-летнюю историю гимназия благодаря таким активностям значительно пополнила коллекцию наград, которые красиво размещены в особом, почетном уголке.
На третий, «экваторный» день свои двери для нас открыл Выксунский металлургический завод. Пожалуй, первое, на что обращает внимание любой человек, попадающий в подобное место, — это звуки металла. Музыкальное направление, именуемое «metal», с его затяжными гитарными соло и энергичными ритмами, будто бы материализовалось, стоило пройтись вдоль цехов со стальными сварными трубами и железнодорожными колесами. Завод показался нам чем-то большим, чем просто производство. Этот огромный «город в городе» был наполнен духом нестареющего искусства: обилие арт-площадок и муралов на его территории оставило приятное послевкусие. И, осматривая цеха, мы не могли отделаться от мысли о невероятной кинематографичности пространства, в котором оказались.
После таких ярких впечатлений во второй половине дня нас ждала школа №4. Начался наш визит с интервью с директором, учителями и учениками старших классов, а после нам провели экскурсию, подробнее рассказав об этом образовательном учреждении. У школы, открытой в прошлом веке, очень насыщенная история, что побудило ее коллектив создать собственный музей. В нем представлена настоящая изба, артефакты военного времени и, конечно, истории учеников и учителей. Наличие такой уникальной постройки очень тронуло нашу команду, поэтому вторую часть экскурсии мы слушали в совершенно другом настроении. 
25 сентября нам предстояло отправиться в село вблизи Выксы - в Нижневерейской школу, где нас встретило одноэтажное здание с длинным деревянным коридором. Запах свежей выпечки, доносившийся из одного конца коридора в другой, сводил с ума. Мы не смогли отказать себе в удовольствии заглянуть в школьную столовую хотя бы “на минутку”, где увидели невероятно уютную, розовую комнату с яблочками на каждом столе. В другой части школы, нас ждали небольшие классы, в среднем по десять учеников в каждом; ребята, приезжающие на велосипедах, но мечтающие о скоростном мопеде. В этой школе нам даже удалось посетить интерактивный урок по истории с разыгрыванием сценок из жизни Древнего Египта.
После самой малочисленной школы (около 100 человек) мы поехали в самую многолюдную — школу №3, где учатся порядка 1200 ребят. Такой яркий контраст проявлялся во всем. Школа удивила своим кабинетом биологии, стены которого расписаны информацией об ОМК, наличием собственной автошколы с симулятором для безопасного вождения, а также огромными возможностями для внеучебной деятельности: футбол, борьба, волонтерство, танцы, мастер-классы от родителей, которые наглядно показывают суть своей профессии, и даже кулинарные битвы! 
В пятый, завершающий день мы отправились в Выксунский металлургический колледж имени А.А. Козерадского. Несмотря на то, что в фокусе нашего внимания были школы, нам было важно проследить дальнейшие образовательные траектории, существующие в городе. Колледж расположен очень близко к заводу, что делает практику на предприятии максимально доступной. На экскурсии нам рассказали, какие материалы и технологии используются для ручного создания той или иной детали — в точности как на заводе. По завершении экскурсии нам также удалось поговорить с преподавателями и учениками колледжа, которые рассказали, почему они сделали такой профессиональный выбор и, как именно профессиональный путь их родителей наложил свой отпечаток. 
Финальной локацией нашей экспедиции стал университет МИСиС, из-за которого нам снова пришлось отправиться в село Шиморское. Филиал одного из ведущих московских университетов не всегда встретишь посреди сельского и лесного ландшафта. В МИСиС студенты рассказали о жизни вуза, поделились своими внеучебными активностями и планами, рассказали, почему они выбрали именно это учебное заведение, и как близость к заводу помогает им в получении практических навыков. 
После завершения рабочей программы мы не могли не охватить еще одну сторону Выксы и отправились в Культурный центр “Волна” - пространство, куда художники приезжают на время, чтобы, по итогам своего пребывания создавать произведения современного искусства. И, конечно, там мы тоже не могли не порасспрашивать экскурсоводов относительно роли искусства в жизни школьников.
Теперь студентов и руководителей ждет этап обработки полученных данных и ответа на поставленные исследовательские вопросы. Надеемся, нам удастся продолжить изучать школы в других моногородах России, так как опыт экспедиции в Выксе показал, что опыт такого сотрудничества между предприятием и социальной сферой может быть тиражирован и в другие территории.
Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново».