Школа учит самостоятельности, но путаница начинается уже с определения

Вырастить самостоятельного человека — одна из задач школы. Это даже «высечено в граните» ФГОС, где самостоятельность называется одним из образовательных результатов. При этом, как выяснилось, учителя понимают под самостоятельностью, как минимум, три разных качества. 

Школа учит самостоятельности, но путаница начинается уже с определения

Независимость — у тех детей, которым «... можно поручить любое дело и они с этим справятся сами». Автономия — право ребенка ответить: «Нет, мне это не надо». Она встречается у детей, которые «поступают так, как им важно или ценно». Исполнительность — умение выполнять требования взрослых, не сопротивляясь.

Это многообразие трактовок — часть еще большей путаницы вокруг понятия детской самостоятельности, в которой постарался разобраться авторский коллектив Центра исследований современного детства. В исследовании, проведенном при поддержке Российского научного фонда, они обратились даже к тем далеким временам, когда бабушки нынешних школьников сами были детьми. Да, не только педагоги, но даже и бабушки стали участницами исследования.

Выяснилось, что как раз в их детстве, до 1960-70-х, детская самостоятельность была «классической». В жизни школьников были зоны, неподконтрольные взрослым, где дети сами «набивали шишки». Затем все стало меняться, в том числе — из-за усиления роли школы, которая в итоге подчинила себе почти всю сферу детства и прописала детализированные правила на все случаи жизни. В результате «классическая» самостоятельность как полная независимость (модель Робинзона Крузо) больше не существует: ребенок сегодня погружен в огромное количество правил и сетей коммуникации.

Нужно переосмыслить современную детскую самостоятельность, чтобы понять, как ее правильно поддерживать, в том числе — в школе.

По мотивам исследования опубликована монография «Самостоятельность — благо или бремя». С аннотацией монографии вы можете ознакомиться на сайте ИД «Буквышка»

Подробнее  ВК видео  / Youtube