• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая комплексная типология колледжей России представлена на семинаре в НИУ ВШЭ

20 мая в Институте образования состоялся открытый семинар по образованию «Новая типология колледжей России: первая комплексная карта среднего профобразования», на котором эксперты обсудили актуальность и направления развития уникальной классификации колледжей, представленной Центром развития навыков и профессионального образования.

Первая комплексная типология колледжей России представлена на семинаре в НИУ ВШЭ

Колледжи в России функционируют в различных условиях: одни ориентированы на подготовку кадров для промышленности, другие — для сферы услуг. Некоторые тесно интегрированы в локальную экономику, а часть развивается благодаря федеральным программам. Однако до сих пор не существовало четкой типологии, позволяющей системно оценить различия между учреждениями СПО, их ресурсную базу и роль в образовательной экосистеме.
На семинаре команда ЦРНПО – директор Центра Вера Мальцева и ведущий эксперт Александра Семенова – представила первую комплексную типологию организаций СПО, основанную на тотальных административных данных. Как отметили эксперты, эта классификация позволит не только анализировать текущее состояние системы, но и разрабатывать адресные меры поддержки, оценивать эффективность колледжей и выстраивать стратегические партнерства с бизнесом.

Исследователи на основе данных Мониторинга качества подготовки кадров выделили четыре ключевых типа колледжей:

  1. Лидеры или “магниты” (8%  организаций СПО) – крупные региональные или вузовские колледжи в мегаполисах с большим платным приемом на традиционные селективные направления. 
  2. Автономные (14%) – колледжи с фокусом на платное обучение по популярным специальностям в больших и средних городах, активные в ФП «Профессионалитет».
  3. Селективные (22%) – региональные колледжи в крупных и средних городах с фокусом на бюджетный прием на селективные направления специалистов среднего звена (педагогические, медицинские, творческие).
  4. Доступные (56%) – колледжи социальной миссии: небольшие неселективные колледжи технической направленности с бюджетным приемом в небольших населенных пунктах, вовлечены в ФП «Профессионалитет».
     

Также эксперты показали сравнительные аналитические портреты каждого типа — от наиболее характерной локации, учредителя, набора программ и состава студентов до ресурсной базы и участия в государственных инициативах в СПО. 
Представленная типология колледжей вызвала активное обсуждение среди участников семинара как в части методологии, так и прикладного потенциала инструмента и его возможной эволюции.


Профессор и главный научный сотрудник Института образования Ирина Абанкина предложила сопоставить типологию колледжей с картой вузов и школ, чтобы наглядно показать распределение образовательных возможностей в регионах. Такой подход позволит выявить дисбалансы и точки роста, особенно в территориях с низкой доступностью качественного профессионального образования. Также профессор подчеркнула важную особенность, которая могла бы отличать по-настоящему лидерские организации – это их стратегическую ориентацию и работу на компетенции будущего, а не только успешную реализацию образовательных программ под рабочие места “здесь и сейчас”. 


Директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко указала на параллели между новой типологией и принятым в советской системе профобразования структурным делением учреждений СПО. Так,  “доступные” колледжи соответствуют бывшим ПТУ, ориентированным на массовую подготовку рабочих кадров, “лидеры” и “автономные” близки к техникумам с их сильной ресурсной базой, связями с ВУЗами  и региональной укорененностью, а “селективные” напоминают узкопрофильные училища (педагогические, медицинские, творческие). Это наблюдение подчеркивает, что современная система СПО во многом наследует прежним структурам, а составляюзие ее организации во многом подвержены эффекту колеи. 


Проректор Института развития профессионального образования Министерства просвещения РФ Светлана Наумова предложила проанализировать колледжи–участники программы «Профессионалитет», чтобы понять, приводит ли федеральная поддержка к качественным изменениям. Представители ИРПО подчеркнули важность мониторинга спроса на специальности, особенно в условиях быстро меняющегося рынка труда. Несоответствие между популярностью программ и их реальной востребованностью может привести к дисбалансу в подготовке кадров.


Участники сошлись во мнении, что новая типология – важный этап в создании комплексного инструментария наблюдения за системой СПО и расширения вощможности управления на основе данных. Как отметили спикеры, представленная классификация открывает возможности для обоснования более индивидуализированной управленческой политики в отношении профессиональных образовательных организаций. 
Запись семинара доступна по ссылке.