Начальная школа
Чтобы сориентироваться в понятиях, связанных с социальным и эмоциональным развитием, мы разработали Глоссарий по социально-эмоциональным навыкам.
Методологическая рамка проекта
Предлагаемая структура оценки социально-эмоциональных навыков в системе образования
Навык |
Определение |
Составляющие |
Личностные черты, которые лежат в его основе |
Достижение целей |
Работа над достижением кратко- и долгосрочных целей. |
|
Сознательность, Эмоциональная стабильность, Открытость новому |
Работа с другими |
Построение продуктивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в паре, в группе, по приглашению или самостоятельно). |
|
Экстраверсия, Согласие |
Управление эмоциями |
Контроль над проявлениями эмоций в школьном контексте, их влияние на выполнение заданий и общение со сверстниками и взрослыми |
|
Экстраверсия, Эмоциональная стабильность, Сознательность |
Инструментарий для оценки социально-эмоциональных навыков
Для измерения социально-эмоциональных навыков в рамках предложенной теоретической модели была составлена анкета для учащихся 3 и 4 классов начальной школы. Опросники, вошедшие в анкету были адаптированы на русский язык в соответствии с международными требованиями к адаптации (International Test Commission, 2005). Анкета включает в себя измерение следующих конструктов: личностные черты, субъективное благополучие в школе, отношения с одноклассниками и учебная мотивация.
Социальные и эмоциональные навыки измеряются анкетой, основанной на русской версии опросника Большой пятерки (версия для детей) (BFI-46-A; John, Srivastava, 1999). Опросник содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими, Управление эмоциями. Все утверждения оцениваются по шкале «совершенно не согласен – совершенно согласен»
Субъективное благополучие в школе измеряется с помощью русской версии Краткого опросника субъективного благополучия в школе (Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale; Tian, Wang, Huebner, 2015), который включает в себя две шкалы: удовлетворенность школой и аффект по отношению к школе. Шкала удовлетворенности школой состоит из 8 утверждений (пример утверждения - «У меня хорошие отношения с учителями»), которые оцениваются по 4-ех бальной шкале «полностью не согласен – полностью согласен»; шкала аффекта по отношению к школе включает три утверждения (пример утверждения – «Находясь в школе, я испытываю приятные чувства») и оценивается по 4-ех бальной шкале «никогда – всегда. Опросник не предполагает общего показателя школьного благополучия.
Отношения со сверстниками измеряются с помощью двух шкал русской версии опросника Дружеские отношения в классе (Turilova-Miščenko, Raščevska, 2008) – шкалой сотрудничества (к = 7) и шкалой враждебности (к = 7). Шкала сотрудничества включает в себя утверждения, описывающие сотрудничество в учебных делах и вне учебного контекста (пример утверждения - «Я обсуждал школьные дела с одноклассниками»). Шкала враждебности описывает враждебное поведение по отношению к самому индивиду и индивида по отношению к одноклассникам (пример утверждения - «Одноклассники меня обзывали»). Утверждения оцениваются по 4-ех бальной шкале «никогда – всегда. Также участникам исследования задается вопрос о наличии друзей в классе и их количестве.
Учебная мотивация измеряется с помощью русской версии модифицированного опросника Шкала мотивации для начальной школы (Elementary School Motivation Scale; Guay, Chanal, Ratelle, Marsh, Larose, Boivin, 2010). Оригинальный опросник измеряет мотивацию в различных предметных областях, а модифицированный - учебную мотивацию в целом. Опросник включает в себя 9 утверждений, которые предполагают следующие шкалы: внутренняя мотивация (intrinsic regulation), идентифицированая регуляция (identified regulation) и контролируемая регуляция (controlled regulation). Утверждения оцениваются по 4-ех бальной шкале: «всегда нет», «иногда нет», «иногда да», «всегда да».
Связь с Федеральными стандартами образования
В России Федеральные образовательные стандарты так же предполагают развитие некогнитивных способностей ребенка. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у учащихся трёх типов образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Область социально-эмоциональных навыков целиком относится к метапредметным и личностным образовательным результатам. Ниже, в таблицах представлено, каким образом предлагаемые к оценке социально-эмоциональные навыки включены в образовательные стандарты начальной школы.
Таблица: Социально-эмоциональные навыки в рамке личностных результатов ФГОС начального общего образования
Личностные результаты по ФГОС |
Соответствующие социально-эмоциональные навыки (и их составляющие) |
Часть стандарта, совпадающая с рамкой социально-эмоциональных навыков |
формирование основ российской гражданской идентичности <…> |
Не представлены |
|
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Не представлены |
|
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; |
Работа с другими (Уважение) |
Проявление уважения к мнениям представителей других народов, культур и религий, как к взрослым, так и к сверстникам. |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль), Управление эмоциями (Уверенность) |
Проявления самоконтроля при нахождении в динамично изменяющихся условиях |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
Достижение целей (Самоконтроль, Устойчивость, Стремление к цели), Управление эмоциями (Самоуважение, Уверенность, Оптимизм) |
Проявления настойчивости в достижении учебных целей |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
Управление эмоциями (Уверенность, Самоуважение); Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели); Работа с другими (Уважение, Социабельность, Заботливость) |
Постановка и достижение социально-значимых целей, устойчивость и ориентация на социум в процессе их реализации |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Работа с другими (Уважение, Заботливость, Социабельность) |
Доброжелательность, отзывчивость и сопереживание |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; |
Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость) |
Сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Таблица. Социально-эмоциональные навыки в рамке метапредметных результатов ФГОС начального общего образования
Метапредметные результаты ФГОС начальной школы |
Соответствующие социально-эмоциональные навыки (и их составляющие) |
Часть стандарта, совпадающая с рамкой социально-эмоциональных навыков |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; |
Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели) |
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели) |
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
Работа с другими (Социабельность, Уважение) |
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость); Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели). |
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; |
Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость); |
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |