Методология онлайн-исследований

О направлении

Залогом успеха любого исследовательского проекта является продуманная методология и отсутствие случайных и систематических ошибок. Большая часть исследований в области высшего образования используют онлайн-опросы в качестве метода сбора данных. Поэтому, развитие методологии проведения онлайн-опросов является одним из важных направлений научно-исследовательской и преподавательской деятельности Центра. 
Мы реализуем экспериментальные исследования, направленные на достижение следующих целей:

  • Определение эффективных способов повышения отклика на онлайн-опросы
  • Выявление возможностей повышения качества данных онлайн-опросов за счет использования различных способов визуального и вербального представления опросного инструментария
  • Оценка возможных смещений данных из-за особенностей дизайна онлайн-опросов.

Сотрудники Центра являются разработчиками и преподавателями курса «Методология онлайн-исследований» для студентов магистратуры Института образования, обучающихся на программе «Доказательная образовательная политика».

В рамках данного направления реализуется проект "Разработка интерактивной методической инфраструктуры для повышения качества данных лонгитюдных социологических исследований", поддержанный грантом РНФ, №17-78-2017.

О проекте

Стремительное распространение и развитие компьютерных технологий и Интернета существенно повлияли на академические исследования и государственную статистику. За последние 20 лет проведение интервью с помощью компьютерных технологий (CAPI - computer assisted personal interviewing - личное интервьюирование с помощью компьютерных технологий) и онлайн-исследования стали наиболее востребованными и обсуждаемыми методами сбора эмпирических данных в социальных науках. Развитие компьютерных (в том числе мобильных) технологий и Интернета открывают перед академическими исследователями и органами государственной статистики новые возможности по сбору репрезентативных данных о населении. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ) – уникальное национальное репрезентативное обследование домохозяйств в России. Его результаты активно используются исследователями и органами государственной статистики.  С 1992 года Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ) собирает данные, исключительно используя «бумажный» формат сбора данных, когда интервьюер со слов респондента заполняет бумажную анкету (PAPI – paper and pencil interview - личное интервью с заполнением интервьюером бумажной анкеты).  Цель данного проекта состоит в исследовании возможностей метода CAPI с использованием планшетных компьютеров для сбора данных в национальном лонгитюдном репрезентативном панельном обследовании РМЭЗ. Можно выделить три основных преимущества сбора данных с использованием метода CAPI. Во-первых, данный метод сбора позволяет снизить нагрузку на респондентов и интервьюеров: компьютерная версия опросного инструмента  позволяет адаптировать сложные и сравнительно длинные анкеты для домохозяйств и индивидов с учётом ранее данных ответов респондентов. Таким образом, в случае использования лонгитюдного дизайна появляется возможность учесть данные, полученные в ходе проведения предыдущих волн исследования. Подобные изменения в дизайне вопросника могут значительно сократить среднее время интервью, что может улучшить качество данных. Во-вторых, появляется возможность использования параданных для большего контроля за интервьюерами и полевым этапом обследования. Так, использование GPS данных и данных о времени заполнения анкеты (время проведения интервью, начало и конец заполнения вопросника, время заполнения каждого вопроса и др.) позволит эффективнее отслеживать процесс проведения самого интервью и качество заполнения анкеты. В-третьих, использование CAPI позволит сократить временные затраты на сбор полевых данных и предоставит возможность автоматической проверки качества получаемых данных в режиме реального времени. Использование CAPI в лонгитюдных панельных исследованиях является распространенной мировой практикой. Некоторые панели домохозяйств перешли от PAPI к CAPI в экспериментальном формате, другие – без проведения дополнительных экспериментальных исследований. Результаты, полученные применительно к другим панельным обследованиям, могут использоваться в данном исследовании, однако важным представляется проведение дополнительного экспериментального пилотного исследования в рамках РМЭЗ. Во-первых, использование CAPI может оказать негативное влияние на ошибки измерения и неответов, что может угрожать качеству собранных данных. Вовторых, результаты перехода от PAPI к CAPI могут варьироваться в зависимости от специфики используемых в обследовании вопросников, а также способа реализации метода CAPI на практике. В-третьих, в России еще не проводились экспериментальные исследования подобного масштаба, сравнивающие методы CAPI и PAPI, и почти нет научных публикаций на данную тему. Более того, в рамках реализации проекта мы изучим дополнительные возможности использования планшетных компьютеров для повышения качества собираемых данных. Например, планируется протестировать возможность использования голосового набора текста для ввода данных в открытых вопросах. Кроме того, планшетный компьютер может включать различные сенсоры, которые могут быть использованы для обследования здоровья населения (например, использование различных приложений, которые замеряют частоту сердцебиения, артериальное давление и т.д.). Мы исследуем возможности использования подобных сенсоров в панельных обследованиях для сбора данных о здоровье населения. Результаты экспериментальных исследований в рамках данного проекта позволят разработать практические рекомендации по использованию метода  CAPI как в срезовых, так и лонгитюдных репрезентативных обследованиях населения. Данные рекомендации могут быть использованы как органами статистики, так и научными институтами, которые проводят репрезентативные обследования как в России, так и в мире. 

Публикации по направлению

Участники исследовательского направления

Малошонок Наталья Геннадьевна

Директор Центра социологии высшего образования

Терентьев Евгений Андреевич

Старший научный сотрудник