Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Оценка навыков XXI века – разработка линейки инструментов, связанных с оценкой некогнитивных компетенций учащихся.

Оценка предметных знаний более не является единственным востребованным инструментом оценки качества современного образования. В международной практике широко распространены стандартизированные методики оценки так называемых ключевых компетенций учащихся, которые обеспечивают эффективную аналитическую деятельность, принятие решений, работу с  информацией, а также решение комплексных проблем и задач, что определяет последующее эффективное трудоустройство или продолжение обучения.

Помимо предметных знаний, в качестве высоко востребованных обществом и рынком труда расцениваются так называемые «мягкие» (soft skills) навыки и компетенции: приоритет сегодняшнего дня лежит в области запроса на формирование у выпускников вузов компетенций, необходимых для реализации профессиональных задач, а также связанных с решением коммуникативных задач, лидерством и организацией совместной работы. На рынке, фактически, отсутствуют унифицированные инструменты оценки этих компетенций, однако, спрос на инструменты, позволяющие измерять уровень их развития высок, как со стороны вузов, так и со стороны работодателей. Задача фактически ставится в двух направлениях: во-первых, оценка выпускников при переходе на следующий уровень образования, например, в магистратуру или программу MBA, и во-вторых – оценку образовательных организаций с точки зрения качества образования. В зависимости от целей проведения оценки инструменты будут иметь разные организационные и структурные особенности.

Цель исследования - разработка инструмента добровольного компетентностно-ориентированного тестирования для поступающих в магистратуру.

 Задачи проекта:

  1. Разработка теоретической рамки инструмента:
  2. Разработка двух версий теста: на материале гуманитарных дисциплин и на материале естественно-научных дисциплин.
  3. Компьютеризация процесса тестирования (неадаптивное компьютерное тестирование).
  4. Апробация инструмента;
  5. Формирование сети вузов-партнёров, принимающих результаты теста в качестве элемента вступительных экзаменов в магистратуру.

Целевая аудитория проекта - поступающие в магистратуру (люди, имеющие квалификацию бакалавра или специалиста). Формат участия в тестировании – добровольное.

Описание инструмента:

В проекте предполагается разработка компетентностно-ориентированного теста, результаты которого респонденты могут использовать для поступления в магистратуру. Предполагается, что результаты этого теста будут учитываться либо в дополнение к результатам вступительных экзаменов, либо как элемент портфолио абитуриента. Ориентация на компетенции означает, что в тесте будет оцениваться степень развития у респондентов базовых компетенций, универсальных по отношению к любым предметным областям.

Предварительная модель компетенций, закладываемая в тест, выглядит следующим образом:

  1. Информационная грамотность: способность искать, оценивать и отбирать информацию, релевантную поставленным задачам (определение ACRL);
  2. Самоорганизация и самоэффективность: способность самостоятельно планировать свою деятельность в кратко- и долгсрочной перспективе, оценивать её эффективность и учитывать совершённые ошибки в дальнейшем планировании (Спенсер и Спенсер, 2004);
  3. Критическое мышление – способность собирать и интерпретировать данные, необходимые для решения поставленной задачи, и выносить обоснованные суждения на их основе (Framework for Qualifications of the European Higher Education Area (Bologna Process).

Несмотря на то, что закладываемая в инструмент модель компетенций будет иметь универсальный характер, планируется разработать две версии теста: на материале гуманитарных наук и на материале естественных наук. Поскольку каждая компетенция в профессиональной и учебной деятельности и в реальной жизни реализуется в определённом предметном поле, целесообразно разрабатывать задания на материале тех областей, которые релевантны предыдущему опыту респондента.

Дополнительно возможно, что каждая версия теста будет дополнена субтестом математической грамотности (различного уровня сложности для двух версий теста).