Как распознать метапредметные умения младших школьников с помощью тестов читательской грамотности – на вебинаре 14 декабря
Спикеры
- Антипкина Инна Вениаминовна, кандидат наук об образовании, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
- Бакай Екатерина Анатольевна, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссант
- Овакимян Елена Вячеславовна, эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ
Модератор вебинара
- Грачева Дарья Александровна, младший научный сотрудник ЦПИО, Институт образования НИУ ВШЭ
Анонс вебинара
В 2021 году были обновлены ФГОС НОО и ООО в части внедрения комплексной оценки образовательных результатов. Новые требования к оцениванию требуют иных подходов к проектированию обратной связи обучающихся, и именно – обогащения данных оценки информацией о сформированности метапредметных компетенций и их связью с предметными результатами.
Мы использовали анализ журнала действий учащихся во время выполнения теста чтения для того, чтобы идентифицировать тестовое поведение учащихся и попытаться найти в нем индикаторы метапредметных умений.
Исследование проводилось на базе результатов прохождения 2.300 учащимися четвертых классов компьютеризированного теста читательской грамотности. Тест состоял из одного стимульного текста и 22 вопросов к нему. Тестирование проходило в компьютерных классах школ и длилось 1 урок.
Мы предлагаем рассмотреть два типа поведенческих индикаторов:
1) Индикаторы линейности. Сюда входят такие «цифровые следы», как возвраты к стимульному тексту и нелинейные переходы по заданиям.
2) Индикаторы равномерности. Три показателя времени (время чтения стимульного текста, время выполнения ответов на первую половину вопросов, время выполнения второй половины вопросов) и слишком долгое или слишком быстрое в сравнении со всей выборкой выполнение заданий (если время выполнения задания составило меньше –1 стандартного отклонения по выборке, то это слишком быстрое выполнение задания; больше =1 ст.отклонения по выборке – слишком медленное выполнение задания).
В качестве основного метода исследования был использован иерархический кластерный анализ, который позволил получить группы с различными характеристиками тестового поведения.
Основные результаты:
- у четвероклассников преобладает линейное прохождение теста. Около трети детей не возвращаются к просмотру текста при ответе на вопросы и не возвращаются к вопросам
- в четвертых классах нет связи между возвратами/невозвратами к тексту и вопросам и результатами оценивания
- более длительное прохождение теста и наличие слишком долгих ответов (особенно во второй половине теста) является свидетельством трудностей с читательскими умениями
- комбинация времени выполнения и слишком быстрых ответов позволяет надежно выявить «кликеров» – учащихся, формально прошедших тест. (Для таких детей нет смысла интерпретировать результаты оценивания, поскольку их поведение показывает, что они не приняли учебную задачу.)
Таким образом, на основе фактов цифрового тестового поведения можно рассчитать индикаторы, которые можно интерпретировать как метакогнитивные и когнитивные умения в тестах читательской грамотности. Обратная связь, включающая данные о тестовых стратегиях, дает расширенную интерпретацию результата теста, выделяет группы риска по регулятивному, мотивационному спектру.
Приглашаются специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.
Мы ждем Вас, будет интересно!
Руководители семинара:
- М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
- Е.Ю. Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.
Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.