• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начальная школа

Чтобы сориентироваться в понятиях, связанных с социальным и эмоциональным развитием, мы разработали Глоссарий по социально-эмоциональным навыкам.

Методологическая рамка проекта

Навык

Определение

Составляющие

Личностные черты, которые лежат в его основе

Достижение целей

умение работать над достижением кратко- и долгосрочных целей.

ü Устойчивость (умение поддерживать стабильную работу на протяжении значимого времени);

ü Самоконтроль (умение контролировать свои эмоции и состояние в процессе выполнения задания);

ü Стремление к цели (осознание необходимости добиться поставленной цели – самостоятельной, или заданной учителем.

Сознательность, Нейротизм (–)[1], Открытость новому

Работа с другими

Умение выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Подразумевает как работу в группе, так и в парах, как по приглашению, так и умение самому/самой организовать такую деятельность

ü Социабельность – умение устанавливать и поддерживать социальные контакты;

ü Уважение – такт и проявление уважения к сверстниками и взрослым;

ü Заботливость – бескорыстная помощь партнёру по взаимодействию.

Экстраверсия, Согласие

Управление эмоциями

Навык контроля над тем, как эмоции (как позитивные, так и негативные) проявляются в школьном контексте и как влияют на выполнение заданий и общение со сверстниками и взрослыми

ü Оптимизм –ориентация на положительный исход дела, поддержание позитивного эмоционального настроя;

ü Самоуважение – знание своих сильных сторон, осознание себя, как полноценного члена социума;

ü Уверенность – проявление уверенности в себе и своих силах.

Экстраверсия, Нейротизм (–). Сознательность

 


[1] Знак (–) означает, что в основе навыка лежит обратный полюс шкалы.

Инструментарий для оценки социально-эмоциональных навыков

Для измерения социально-эмоциональных навыков в рамках предложенной теоретической модели была составлена анкета для учащихся 3 и 4 классов начальной школы. Опросники, вошедшие в анкету были адаптированы на русский язык в соответствии с международными требованиями к адаптации (International Test Commission, 2005). Анкета включает в себя измерение следующих конструктов: личностные черты, субъективное благополучие в школе, отношения с одноклассниками и учебная мотивация.

Социальные и эмоциональные навыки измеряются анкетой, основанной на русской версии опросника Большой пятерки (версия для детей) (BFI-46-A; John, Srivastava, 1999). Опросник содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими, Управление эмоциями. Все утверждения оцениваются по шкале «совершенно не согласен – совершенно согласен»

Субъективное благополучие в школе измеряется с помощью русской версии Краткого опросника субъективного благополучия в школе (Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale; Tian, Wang, Huebner, 2015), который включает в себя две шкалы: удовлетворенность школой и аффект по отношению к школе. Шкала удовлетворенности школой состоит из 8 утверждений (пример утверждения - «У меня хорошие отношения с учителями»), которые оцениваются по 4-ех бальной шкале «полностью не согласен – полностью согласен»; шкала аффекта по отношению к школе включает три утверждения (пример утверждения – «Находясь в школе, я испытываю приятные чувства») и оценивается по 4-ех бальной шкале «никогда – всегда. Опросник не предполагает общего показателя школьного благополучия.

Отношения со сверстниками измеряются с помощью двух шкал русской версии опросника Дружеские отношения в классе (Turilova-Miščenko, Raščevska, 2008) – шкалой сотрудничества (к = 7) и шкалой враждебности (к = 7). Шкала сотрудничества включает в себя утверждения, описывающие сотрудничество в учебных делах и вне учебного контекста (пример утверждения - «Я обсуждал школьные дела с одноклассниками»). Шкала враждебности описывает враждебное поведение по отношению к самому индивиду и индивида по отношению к одноклассникам (пример утверждения - «Одноклассники меня обзывали»). Утверждения оцениваются по 4-ех бальной шкале «никогда – всегда. Также участникам исследования задается вопрос о наличии друзей в классе и их количестве.

Учебная мотивация измеряется с помощью русской версии модифицированного опросника Шкала мотивации для начальной школы (Elementary School Motivation Scale; Guay, Chanal, Ratelle, Marsh, Larose, Boivin, 2010). Оригинальный опросник измеряет мотивацию в различных предметных областях, а модифицированный - учебную мотивацию в целом. Опросник включает в себя 9 утверждений, которые предполагают следующие шкалы: внутренняя мотивация (intrinsic regulation), идентифицированая регуляция (identified regulation) и контролируемая регуляция (controlled regulation). Утверждения оцениваются по 4-ех бальной шкале:  «всегда нет», «иногда нет», «иногда да», «всегда да».


Связь с Федеральными стандартами образования

        В России Федеральные образовательные стандарты так же предполагают развитие некогнитивных способностей ребенка. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у учащихся трёх типов образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. 

Область социально-эмоциональных навыков целиком относится к метапредметным и личностным образовательным результатам. Ниже, в таблицах представлено, каким образом предлагаемые к оценке социально-эмоциональные навыки включены в образовательные стандарты начальной школы.

Таблица: Социально-эмоциональные навыки в рамке личностных результатов ФГОС начального общего образования 

Личностные результаты по ФГОС

Соответствующие социально-эмоциональные навыки (и их составляющие)

Часть стандарта, совпадающая с рамкой социально-эмоциональных навыков

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Управление эмоциями (самоуважение)

Осознание своей приндлежности к социуму и себя как важной и полноценной части общества.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Работа с другими (Уважение)

Проявление уважения к представителям других народов, культур и религий, как к взрослым, так и к сверстникам.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Работа с другими (Уважение)

Проявление уважения к мнениям представителей других народов, культур и религий, как к взрослым, так и к сверстникам.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль)

Проявления самоконтроля при нахождении в динамично изменяющихся условиях

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение целей (Стремление к цели)

Проявления настойчивости в достижении учебных целей

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Управление эмоциями (Уверенность, Самоуважение);

Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели); Работа с другими (Уважение)

 

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Работа с другими (Заботливость, Социабельность)

Доброжелательность, отзывчивость и сопереживание

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость)

Сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Таблица. Социально-эмоциональные навыки в рамке метапредметных результатов ФГОС начального общего образования

Метапредметные результаты ФГОС начальной школы

Компетенции «4К»

Часть стандарта, совпадающая с рамкой социально-эмоциональных навыков

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели)

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели)

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Работа с другими (Социабельность, Уважение)

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость); Достижение целей (Устойчивость, Самоконтроль, Стремление к цели).

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Работа с другими (Социабельность, Уважение, Заботливость);

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!