• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательские программы

Исследовательские программы ИСА/ЦСА включают три крупных блока разрабатываемых проблем.
Первый относится к фундаментальным исследованиям, продолжающим разработку самих оснований синергийной антропологии. Второй — к изучению различных антропологических практик на базе методов и концептов синергийной антропологии. По отношению к этим исследованиям и разработкам синергийная антропология выступает в функции новой эпистемы (парадигмы) гуманитарного знания. Синергийная антропология задает особые методологические средства и язык понимания и описания антропопрактик. В то же время синергийная антропология мыслится как продолжение и развитие традиций русской философской мысли. С этой позицией связан третий блок исследований, выясняющих отношения синергийной антропологии к иным философским дискурсам, в том числе, к антропологическим воззрениям  в классической и постклассической  европейской философии.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. ПРОБЛЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Синергийная антропология описывает человека как плюралистическое существо, структуры личности и идентичности которого могут определяться различными областями (топиками) Антропологической Границы. Основных топик всего три: онтологическая, онтическая или топика бессознательного, и виртуальная. В каждом историческом срезе в социуме одна из топик доминирует, преобладает. В ходе истории доминирующая роль может переходить от одной топики к другой, так что исторический процесс с позиций синергийной антропологии представляется как процесс смены антропологических формаций, задаваемых доминирующими топиками Границы. Историчен и сам базовый концепт Антропологической Границы: в архаические эпохи топическая природа антропологических проявлений еще не была достаточно артикулирована, и топики Границы пребывали в сращенной, слабо различенной форме. Исторический процесс являет собой последовательную смену следующих формаций:

  • архаические (доличностные) формации;
  • Онтологический человек;
  • человек Безграничный (переходная форма с вытесненным отношением к Границе и культивацией иллюзии безграничности человека);
  • Онтический, или Топологический человек;
  • Виртуальный человек. 

Прослеживая исторические изменения антропологических формаций и структур, мы можем выявлять сегодняшние тенденции таких изменений и создавать сценарии перспективного развития антропологической ситуации.

Публикации по теме в альманахе "Человек.Ru", №6. 2010

2. СИНЕРГИЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ЭПИСТЕМА

Синергийная антропология – трансдисциплинарный дискурс, она затрагивает все связанные с человеком дискурсы. Описание человека через его предельные проявления несет в себе потенции универсального метода дескрипции и анализа антропологических феноменов. В настоящее время разработана процедура «антропологической локализации», соотносящая изучаемый класс феноменов с топиками Границы. Используя эту процедуру любой гуманитарный дискурс может быть помещен в антропологическую (или точней, в синергийно-антропологическую) перспективу (пример — антропологизация истории в виде смены антропологических формаций). При этом синергийная антропология выступает в качестве мета-дискурса, то есть в виде средства преобразования сферы гуманитарного знания в антропологически фундированную эпистему.  Формирование эпистемы – масштабная исследовательская программа, и по отношению к ней мы находимся на стадии предварительных разработок. Тем не менее, эта цель отвечает потребностям современного гуманитарного знания и явно или неявно стоит за наиболее глубокими продвижениями в этой сфере, достигнутыми во Франции и (в меньшей мере) в Америке.

3. КОНСТИТУЦИЯ БАЗОВЫХ СТРУКТУР ДЗЭН И СМЕЖНЫХ БУДДИЙСКИХ ПРАКТИК

Строясь путем последовательного обобщения исихастской антропологии, синергийная антропология на одном из этапов формулирует общую «парадигму духовной практики», охватывающую, в том числе, и дальневосточные практики. Это создает предпосылки для их конкретного анализа в рамках нашего направления, и с начала 2006 г. подобный анализ проводится в совместной работе Е.С.Штейнера и С.С.Хоружего, преимущественно на материале Дзэн. Принципиальной особенностью восточных практик является не- (или даже анти‑)концептуальная природа их дискурса, поэтому начальные стадии анализа посвящаются созданию основ «внешнего участного» дискурса, учитывающего эту специфику. Предметом текущих исследований являются  два фундаментальных элемента дискурса Дзэн: Сатори и Дхарма. Цель – разработка для них семантических гнезд и концептуальных комплексов, с ориентацией на концепты и структуры парадигмы духовной практики в синергийной антропологии. Такая разработка, придав точный смысл отправным интуитивным соответствиям Сатори – Телос и Дхарма – синергийная энергия (но не энергия Инобытия!), откроет новый подход к ключевым проблемам об онтологии буддийских практик, а также об их отношении к паттернам бессознательного.
Публикации по теме: 
- Штейнер Е.С. Сатори, природа Будды и дхарма: как это соотносится с сознанием и что делает с последним дзэнская практика."Человек.RU", N3. 2007. С. 83-92.

4. КРИТИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ

Синергийная антропология – радикально неклассическая модель человека, и ее обоснование должно включать в себя сопоставление с классическою антропологией Аристотеля-Декарта-Канта.
В наши дни европейская мысль пришла к выводу об окончательной несостоятельности классической антропологии. Путь ее завершен; и мы предприняли попытку восстановить этот путь с самого начала – дабы выявить и проследить факторы, приведшие ее к кризису и крушению, а вместе с тем и выявить возникавшие зачатки альтернативных идей, которые в той или иной мере могут быть родственны синергийной антропологии (хотя непосредственно последняя связана не с западной, а с восточно-христианской мыслью). Этот проект своего рода «посмертного вскрытия» классического европейского человека осуществляется уже ряд лет при поддержке Высшей Школы Философии в Мюнхене и государственного фонда DeutscheForschungsgemeinschaft (Германия). Понятно, что он имеет не только клинический интерес: осуществляясь с сегодняшних позиций, такая ретроспектива отделяет окончательно устаревшее от жизнеспособного и пополняет фонд ресурсов нового антропологического мышления. В настоящее время закончены и опубликованы части проекта, посвященные Декарту, Канту и послекантовскому немецкому идеализму, ведется работа над антропологией Кьеркегора.

Публикации по теме: Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 2010 г. (688 с. ISBN 978-5-94242-052-9) См. информацию о книге


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.