8-я встреча Международной рабочей группы проекта «Образование-2030» ОЭСР в Париже
На рабочей встрече была уточнена общая рамка и структура проекта, в том числе распределение ожидаемых результатов по годам его реализации:
Этап 1 (2015-2018): Разработка концептуальной рамки «Образование и обучение для 2030», совместно со всеми стейкхолдерами (экспертами национальных образовательных министерств и ведомств и академическими экспертами в сфере образования, педагогами, студентами, представителями сектора дополнительного образования). На встрече была представлена пред-финальная версия рамки; ожидается, что она будет опубликована в январе-феврале 2019 года.
Этап 2 (2019 и далее): Выработка общих принципов и педагогических подходов для успешной реализации образовательной модели, сформулированной на этапе 1. Исследование того, какие типы компетенций и квалификационные профили учителей будут способствовать достижению учениками желательных образовательных результатов для их успешного будущего в персональном и социальном плане.
В ходе рабочей встречи было организовано несколько сессий по направлениям проекта.
По направлению «Общая рамка компетенций» (Learning Compass) М.С. Добряковой модерировались две группы, обсуждавшие проект концептуальной записки «Базовая грамотность и базовые компетенции», а также «Сложные компетенции».
По направлению «Сравнительный анализ учебных планов" (Curriculum Content Mapping)) обсуждались промежуточные результаты по текущему раунду работ.
Задачи направления: 1) выявить, в какой степени востребованные сегодня экономикой и обществом компетенции, представлены в страновых образовательных программах; 2) исследовать, в каких предметных областях представлены данные компетенции.
Анализ выполняется для 5-9 классов (уровень ISCED 2 согласно классификации ОЭСР).
Анализируются программы следующих дисциплин:
- искусства (изобразительное искусство, музыка, драма, танец, медиа);
- гуманитарные и социальные науки (география, история, гражданское образование, экономика и бизнес);
- математика;
- родной язык;
- физическая культура / здоровый образ жизни;
- естественные науки (биология, физика, химия, науки о земле, астрономия;
- технологии (дизайн, ИКТ).
Для каждой из этих дисциплин на основе официальных принятых в стране образовательных стандартов или иных официальных документов анализируется, какие современные компетенции, виды грамотности и ценности (согласно общей рамке проекта «Образование-2030») акцентируются в каких предметах. Сравнительный анализ призван изучить, как предметные знания, по замыслу разработчиков учебных планов и программ, должны переплетаться с формированием навыков и компетенций (критического и креативного мышления, коммуникации и др.), ценностей и установок (любопытство, уважительность, эмпатия). Результаты позволят лучше понять, какие навыки и компетенции лучше развивать с опорой на какие предметы / разделы учебной программы. Помимо этого, анализ может высветить то, каким образом спрос на междисциплинарные компетенции (глобальная грамотность, цифровая грамотность, инновационность) можно встроить в существующие предметные области / разделы учебной программы – не перегружая при этом учебное расписание дополнительные предметами и часами. В качестве материала для анализа по России использовалась Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5-9 класс) (ПООП).