Измеряем мягкие навыки (Soft Skills)
4К-тест — это инструмент диагностики универсальных (мягких) навыков, который позволяет определить уровень креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации. Эти навыки необходимы, чтобы ученики могли успешно адаптироваться в современном мире: учиться новому, критически оценивать информацию, работать в команде и нестандартно решать задачи. Вы можете выбрать, какие навыки хотите измерить: какой-то один, несколько или все четыре.
4К-тест определяет исходный уровень навыков и позволяет измерить прогресс в их развитии. Тест разработан для учеников 4-8 классов. Время тестирования - минимум один школьный урок.
Создан учеными-психометриками. Сотрудниками Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов ВШЭ с участием экспертов МГУ и РАН при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в рамках участия в программе Минобрнауки России «Приоритет-2030».
Надежность и валидность доказаны психометрическими методами и сопоставлением с наблюдениями учителей. Исследования подтвердили: индикаторы (наблюдаемые действия ученика) отражают заявленные компетенции.
Апробирован в российских школах. В рамках проекта «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» тест прошли свыше десяти тысяч учащихся из разных регионов страны.
Навыки 21 века в международных исследованиях
Креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (4К) относятся к навыкам 21 века. Их измерением занимаются авторитетные международные организации в рамках следующих исследований.
Навыки 21 века в требованиях ФГОС
Госстандарт требует формировать личностные и метапредметные образовательные результаты, связанные с нестандартным решением задач, умением работать в команде, видеть причины и следствия. 4К-тест проверяет, как сформированы результаты, выявляет дефициты и помогает настроить программу обучения.
Увлекательно для ребенка, доказательно для науки
4К-тест построен таким образом, чтобы овладеть вниманием ребенка. На экране монитора разворачиваются увлекательные истории из жизни, фантастические и приключенческие сюжеты. В каждом задании «зашиты» от 10 до 18 индикаторов — наборов действий и поведенческих характеристик, которые помогают оценить развитие компетенций. Инструмент разработан на основе методологии доказательной аргументации Evidence Centered Design, что обеспечивает научную обоснованность и валидность инструмента.
Демонстрационная версия задания для 4 класса доступна по ссылке
Пример задания для 4 класса
Фрагмент задания: вместе с друзьями готовим торт к Новому году. Ученик 4-го класса отвечает на реплики в чате, распределяет задачи в команде и собирать торт в виртуальном конструкторе.
Задание "Торт" включает 20 индикаторов на критическое мышление: 10 индикаторов на анализ и 10 – на вывод.
Пример задания для 7 класса
Ученик 7 класса становится частью команды космического корабля, который произвёл экстренную посадку на неизвестной планете. Ученику необходимо общаться с командной и инопланетянами, чтобы починить корабль и вернуться на Землю.
Задание "Космический корабль" включает 12 индикаторов на коммуникацию и 10 индикаторов на кооперацию.
Навигация для учителя
Учитель получает отчет с информацией по классу или параллели – таблицу с результатами каждого и общей аналитикой. Данные 4К-теста помогут планировать деятельность:
- индивидуальные задания для тех, кто нуждается в развитии отдельных компетенций
- групповую работу среди детей со схожими дефицитами
- настройку учебной программы, если дефициты оказались общими
Методологически верно скорректировать обучение по результатам теста поможет пособие «Компетенции 4К: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации», которое составили эксперты Института образования ВШЭ при поддержке фонда Сбера «Вклад в будущее» и корпорации «Российский учебник».
Как мы организуем 4К-тестирование
- Учитель или родитель регистрируется на сайте 4К.
- В личном кабинете учитель или родитель регистрирует ученика и выбирает тест.
- Ученик проходит тест в компьютерном классе или дома.
- Результаты теста доступны в личных кабинетах ученика, учителя или родителя.
Варианты контракта
Разработчики инструмента готовы настроить инструмент под конкретный запрос школы / муниципалитета / региона, а также рекомендовать педагогические технологии и методики для развивать компетенции 4К.
4К 4-й класс | 4К 7-й класс | 4-й + 7-й класс | |
---|---|---|---|
Циклов оценивания | 2 | 2 | – |
Время теста | 40–80 минут | 40–80 минут | – |
Число тестируемых | не ограничено | не ограничено | – |
Стоимость | 40 000 рублей со школы за одну параллель | 40 000 рублей со школы за одну параллель | 70 000 рублей со школы |
4К 4-й класс
- 2 цикла оценивания
- 40–80 минут на тест
- Число тестируемых не ограничено
40 000 рублей со школы за одну параллель
4К 7-й класс
- 2 цикла оценивания
- 40–80 минут на тест
- Число тестируемых не ограничено
40 000 рублей со школы за одну параллель
4-й + 7-й класс
- –
- –
- –
70 000 рублей со школы
Команда проекта
Соруководитель проекта
Соруководитель проекта
Наши публикации
- Угланова, И. Л., Брун, И. В., & Васин, Г. М. (2018). Методология" Evidence-Centered Design" для измерения комплексных психологических конструктов. Современная зарубежная психология, 7(3), 18-27.
- Угланова, И. Л., Орел, Е. А., & Брун, И. В. (2020). Измерение креативности и критического мышления в начальной школе. Психологический журнал, 41(6), 96-107.
- Угланова, И. Л., Погожина, И. Н. (2021). Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию. Вопросы образования, (4), 8-34.
- Угланова, И. Л., Гельвер, Е. С., Тарасов,С. В., Грачева, Д. А., Вырва, Е. Е. Оценивание креативности на основе анализа изображений с помощью нейронных сетей // Искусственный интеллект и принятие решений. 2021. № 1. С. 86-97.
- Грачева, Д. А., Тарасова, К. В. Подходы к разработке вариантов заданий сценарного типа в рамках метода доказательной аргументации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3 . С. 83-97.
- Грачева Д. А. Анализ сопоставимости измерения метапредметных навыков в цифровой среде // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 57-67.
Конференции
- Грачева, Д. А., & Угланова, И. Л. (2019). Влияние особенностей стимульного материала в решении заданий сценарного типа. In Социальная психология: вопросы теории и практики (pp. 277-279).
- Угланова, И. Л., Жильцова, Л. Ю., Лебедева, М. Ю. Измерение навыков коммуникации и кооперации в начальной и средней школе: могут ли школьники договориться с инопланетянином? // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск, 2021. – С. 682.
- Угланова, И. Л., Тарасов, С. В., Чурбанова, C. М., & Орел, Е. А. Заменим ли ручной труд: измерение креативности в цифровой среде без привлечения экспертов. // Материалы XII Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». Москва, 2021.
- Угланова, И. Л., Гельвер, Е. С., Тарасов, С. В., & Грачева, Д. А. Диагностика креативности: нейронные сети для анализа графических решений в компьютерном тестировании. // Материалы XII Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». Москва, 2021.
Доклад на семинаре Института образования ВШЭ: Оценка компетенций 4К (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации) – подходы, инструменты, результаты
Контакты
Если вы хотите узнать подробнее про 4К-тест, обращайтесь к Грачевой Дарье или Макаровой Софье.