Измеряем мягкие навыки (Soft Skills)

4К-тест — это инструмент диагностики универсальных (мягких) навыков, который позволяет определить уровень креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации. Эти навыки необходимы, чтобы ученики могли успешно адаптироваться в современном мире: учиться новому, критически оценивать информацию, работать в команде и нестандартно решать задачи. Вы можете выбрать, какие навыки хотите измерить: какой-то один, несколько или все четыре. 

4К-тест определяет исходный уровень навыков и позволяет измерить прогресс в их развитии. Тест разработан для учеников 4-8 классов. Время тестирования - минимум один школьный урок. 


Создан учеными-психометриками. Сотрудниками Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов ВШЭ с участием экспертов МГУ и РАН при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в рамках участия в программе Минобрнауки России «Приоритет-2030».


Надежность и валидность доказаны психометрическими методами и сопоставлением с наблюдениями учителей. Исследования подтвердили: индикаторы (наблюдаемые действия ученика) отражают заявленные компетенции.


Апробирован в российских школах. В рамках проекта «4К современного мира. Формиро­вание компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» тест прошли свыше десяти тысяч учащихся из разных регионов страны.

               

Навыки 21 века в международных исследованиях

Креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (4К) относятся к навыкам 21 века. Их измерением занимаются авторитетные международные организации в рамках следующих исследований. 

P21 — «Партнерство по обучению в XXI веке» 

Доклад EnGauge

Всемирный экономический форум, проект «Оценка и развитие навыков XXI века» ATC21S 

Навыки 21 века в требованиях ФГОС

Госстандарт требует формировать личностные и метапредметные образовательные результаты, связанные с нестандартным решением задач, умением работать в команде, видеть причины и следствия. 4К-тест проверяет, как сформированы результаты, выявляет дефициты и помогает настроить программу обучения.

Увлекательно для ребенка, доказательно для науки

4К-тест построен таким образом, чтобы овладеть вниманием ребенка. На экране монитора разворачиваются увлекательные истории из жизни, фантастические и приключенческие сюжеты. В каждом задании «зашиты» от 10 до 18 индикаторов — наборов действий и поведенческих характеристик, которые помогают оценить развитие компетенций. Инструмент разработан на основе методологии доказательной аргументации Evidence Centered Design, что обеспечивает научную обоснованность и валидность инструмента.

Демонстрационная версия задания для 4 класса доступна по ссылке

Пример задания для 4 класса

 

Фрагмент задания: вместе с друзьями готовим торт к Новому году. Ученик 4-го класса отвечает на реплики в чате, распределяет задачи в команде и собирать торт в виртуальном конструкторе.

Задание "Торт" включает 20 индикаторов на критическое мышление: 10 индикаторов на анализ и 10 – на вывод.

Пример задания для 7 класса 

Ученик 7 класса становится частью команды космического корабля, который произвёл экстренную посадку на неизвестной планете. Ученику необходимо общаться с командной и инопланетянами, чтобы починить корабль и вернуться на Землю. 

Задание "Космический корабль" включает 12 индикаторов на коммуникацию и 10 индикаторов на кооперацию. 

Видео о 4К-тест

Навигация для учителя

Учитель получает отчет с информацией по классу или параллели – таблицу с результатами каждого и общей аналитикой. Данные 4К-теста помогут планировать деятельность:

  • индивидуальные задания для тех, кто нуждается в развитии отдельных компетенций
  • групповую работу среди детей со схожими дефицитами
  • настройку учебной программы, если дефициты оказались общими

Методологически верно скорректировать обучение по результатам теста поможет пособие «Компетенции 4К: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации», которое составили эксперты Института образования ВШЭ при поддержке фонда Сбера «Вклад в будущее» и корпорации «Российский учебник».

Как мы организуем 4К-тестирование

  1. Учитель или родитель регистрируется на сайте 4К.
  2. В личном кабинете учитель или родитель регистрирует ученика и выбирает тест.
  3. Ученик проходит тест в компьютерном классе или дома.
  4. Результаты теста доступны в личных кабинетах ученика, учителя или родителя.  

Варианты контракта

Разработчики инструмента готовы настроить инструмент под конкретный запрос школы / муниципалитета / региона, а также рекомендовать педагогические технологии и методики для развивать компетенции 4К.

  4К 4-й класс 4К 7-й класс 4-й + 7-й класс
Циклов оценивания 2 2
Время теста 40–80 минут 40–80 минут
Число тестируемых не ограничено не ограничено
Стоимость 40 000 рублей со школы за одну параллель 40 000 рублей со школы за одну параллель 70 000 рублей со школы

4К 4-й класс

  • 2 цикла оценивания
  • 40–80 минут на тест
  • Число тестируемых не ограничено

40 000 рублей со школы за одну параллель

4К 7-й класс

  • 2 цикла оценивания
  • 40–80 минут на тест
  • Число тестируемых не ограничено

40 000 рублей со школы за одну параллель

4-й + 7-й класс

70 000 рублей со школы


Команда проекта

Карданова Елена Юрьевна

Соруководитель проекта

Авдеева Светлана Михайловна

Соруководитель проекта

Орел Екатерина Алексеевна

Гранатурова Александра Петровна

Макарова Софья Алексеевна

Наши публикации

  • Угланова, И. Л., Брун, И. В., & Васин, Г. М. (2018). Методология" Evidence-Centered Design" для измерения комплексных психологических конструктов. Современная зарубежная психология, 7(3), 18-27.
  • Угланова, И. Л., Орел, Е. А., & Брун, И. В. (2020). Измерение креативности и критического мышления в начальной школе. Психологический журнал, 41(6), 96-107. 
  • Угланова, И. Л., Погожина, И. Н. (2021). Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию. Вопросы образования, (4), 8-34.
  • Угланова, И. Л., Гельвер, Е. С., Тарасов,С. В., Грачева, Д. А., Вырва, Е. Е. Оценивание креативности на основе анализа изображений с помощью нейронных сетей // Искусственный интеллект и принятие решений. 2021. № 1. С. 86-97.
  • Грачева, Д. А., Тарасова, К. В. Подходы к разработке вариантов заданий сценарного типа в рамках метода доказательной аргументации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3 . С. 83-97.
  • Грачева Д. А. Анализ сопоставимости измерения метапредметных навыков в цифровой среде // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 57-67. 

Конференции 

  • Грачева, Д. А., & Угланова, И. Л. (2019). Влияние особенностей стимульного материала в решении заданий сценарного типа. In Социальная психология: вопросы теории и практики (pp. 277-279). 
  • Угланова, И. Л., Жильцова, Л. Ю., Лебедева, М. Ю. Измерение навыков коммуникации и кооперации в начальной и средней школе: могут ли школьники договориться с инопланетянином? // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск, 2021. – С. 682.
  • Угланова, И. Л., Тарасов, С. В., Чурбанова, C. М., & Орел, Е. А. Заменим ли ручной труд: измерение креативности в цифровой среде без привлечения экспертов. // Материалы XII Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». Москва, 2021.
  • Угланова, И. Л., Гельвер, Е. С., Тарасов, С. В., & Грачева, Д. А. Диагностика креативности: нейронные сети для анализа графических решений в компьютерном тестировании. // Материалы XII Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». Москва, 2021.

Доклад на семинаре Института образования ВШЭ: Оценка компетенций 4К (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации) –  подходы, инструменты, результаты 

Контакты

Если вы хотите узнать подробнее про 4К-тест, обращайтесь к Грачевой Дарье или Макаровой Софье.